Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Известно, что в еврейском году четыре «начала»:1-е нисана — собственно начало всего года, а также начало отсчета лет царствования еврейских царей и начало порядка праздников в году; 1-е элуля — начало года во всем, что касается возраста скота (для подсчета десятин, которые брались от приплода стада в пользу Храма); 1-е тишрей — День Суда для всего живого, а также начало очередного года в цикле «шмиты» (субботних лет), возраста деревьев относительно «орлы» (запрета пользоваться плодами деревьев, не достигших трехлетнего возраста) и начало нового года для отделения десятин от овощей и зерновых культур; наконец, 15 швата — начало года для отделения десятины от плодов фруктовых деревьев.

Все плоды, завязь которых образовалась до 15 швата, считаются урожаем прошлого года. Плоды, которые завязываются после этого числа, относятся к будущему урожаю. От таких урожаев отделяют десятину, не смешивая плоды одного года с плодами другого. Срок установлен мудрецами по той причине, что к этому дню успевает выпасть большая часть зимней нормы осадков и на деревьях появляются новые завязи. (Завязью, по Талмуду, называется плод, достигший трети своего нормального размера).

Ту-Бишват — день фруктов. В этот день принято есть фрукты Земли Израиля, чтобы подчеркнуть любовь к заповедям Торы, связанным с ней. Стараются отведать хотя бы один новый плод, чтобы произнести браху «шеэхеяну». Семью видами растений славится Страна Израиля, пять из них — фрукты: маслина, финик, виноград, инжир и гранат.

Этот день определяет, каким быть будущему урожаю. Сказано в Торе (Дварим 20): «Человек — словно полевое дерево». Поскольку мы зависим от продуктов земли, то в этот день как бы решается и наша судьба. (Кстати, отсюда обычай не стричь мальчиков до трехлетнего возраста — по аналогии с запретом на урожай деревьев в течение первых трех лет.)

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»