Рахав — жительница Йерихона (Иерихона) в эпоху еврейского завоевания Земли Израиля. Рахав упоминается в книге Йеошуа в эпизоде о разведчиках, которых послал в Йерихон Йеошуа бин-Нун. Она скрыла их у себя, спасая от йерихонского царя, а они дали ей возможность спастись при взятии Йерихона евреями. Позже Рахав приняла иудаизм и стала женой Йеошуа бин-Нуна.
Оглавление
Блудница? Трактирщица?.. [↑]
Гемара включает Рахав в список четырех самых красивых женщин человечества, наряду с праматерью Сарой, Авигайль и Эстер. Тип красоты Рахав комментаторы описывают как красоту, притягательную для мужчин.
О Рахав сказано, что она «зона». Раши объясняет слово «зона» как «женщина, торгующая провизией». Другое объяснение — «женщина, зарабатывающая сама себе на жизнь». Видимо, всё взаимосвязано: одинокая женщина, которой необходимо зарабатывать себе на жизнь, открывала гостиницу или трактир. А потом получалось так, что, кроме гостиничных, начинала оказывать и другие услуги постояльцам.
Рахав не была обычной блудницей, она не была «дешевой». Писание и дальше использует слово «зона», говоря о ней. Если бы оно было уничижительным, выражало презрение, то Йеошуа не стал бы так называть Рахав после ее раскаяния.
Рахав считалась первой среди жителей своего города. За право говорить с ней цари были готовы умирать. Она единственная имела право прорубить окно в своем доме, располагавшемся, как и многие другие жилые дома Йерихона, во внешней стене города. Ее окно с красной веревкой, по которой забирались цари и великие люди, было знаком «клуба для избранных». Оказаться именно в этом доме — было самым правильным для разведчиков, если они хотели узнать обо всей Стране Израиля как можно больше.
Разведчики в доме Рахав [↑]
События, описываемые в книге пророка Йеошуа, происходят после сорока лет странствий евреев по пустыне, и, по сути, это та разведка, с которой начинается война. В отличие от членов первой «разведгруппы», разведчики, которых посылает Йеошуа, — люди особые. Согласно Таргуму Йонатана, в разведку идут царь и первосвященник: Калев, сын Йефунэ, муж пророчицы Мирьям, сестры Моше, вождь царского колена Йеуды; и Пинхас бен-Элазар, первосвященник.
Радак пишет, что Йерихон — это ключ ко всей Земле Израиля. Это был центральный, самый вооруженный, самый укрепленный город, поэтому Калев и Пинхас направляются именно туда.
Во второй главе книги Йеошуа все время повторяются слова: «пришли», «вышли», «пошли». Мидраш говорит: разведчики были «посланниками заповеди»: пришли ради заповеди, выполнили ее и ушли, и ни одной мысли плохой (о красавице Рахав) у них не мелькнуло.
Рахав прячет разведчиков [↑]
Царь Йерихона очень скоро узнал о приходе разведчиков. «И послал царь Йерихона сказать Рахав: выдай людей, пришедших к тебе, что вошли в дом твой, ибо высмотреть всю землю эту пришли они» (Йеошуа 2:3). Заметим, что с Рахав говорят не приказным тоном, а очень аккуратно и уважительно, объясняя причину требования.
Но Рахав не слушает царя, а прячет Пинхаса и Калева. Правда, употребляется слово «тицпено», окончание которого указывает на то, что прячут только одного человека. Мидраш говорит, что Пинхас обращается к Рахав: «Я коэн, я — как ангел. А ангелы сами решают, кто их увидит, а кто не увидит. Прячь только Калева, меня прятать не надо».
Зачем Пинхас открывает перед Рахав это свое необычное свойство? Объясняют наши мудрецы, что, когда Моше посылал разведчиков, он говорил им: «Главное, что вы должны найти в Израиле, — это чистые души, людей, которые смогут перейти в еврейство». Первые 12 разведчиков не нашли никаких чистых душ. Йеошуа, ученик Моше, напутствует Пинхаса и Калева так же: искать в Стране Израиля кандидатов в прозелиты.
Другая на месте Рахав, возможно, сказала бы царским солдатам, что никто к ней в дом не заходил, а мудрая Рахав отвечает: «Да, были». После этих слов ей верят, а значит, верят и тому, что они, по ее словам, уже ушли к Йардену.
Чистая душа Рахав [↑]
Казалось бы: Рахав — нееврейка. Рахав — женщина с сомнительной репутацией. И при этом она говорит: «…слышали мы, как иссушил Господь воды Тростникового (Красного) моря перед вами, при вашем исходе из Египта, и что сделали вы с двумя царями Эмори… с Сихоном и с Огом, которых вы истребили… и растаяло сердце наше…» (Йеошуа 2:10). Рахав помнит о событиях сорокалетней давности и чувствует их так живо, как будто это произошло совсем недавно и у нее на глазах.
Когда евреи выходили из Египта, Рахав было 10 лет. И вот сейчас она говорит разведчикам фразу, которую не сказал никто из неевреев: «Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на небе, вверху, и на земле, внизу» (там же, 11). Все человечество видело чудеса, которые сделал Всевышний евреям, и все ужаснулись. И только двое поняли, что на самом деле произошло и в чем истинный смысл виденных ими событий: Итро и Рахав.
Все боятся евреев, а Рахав — ждет их прихода. Пинхас, работа которого — «вытаскивать» чистые души, безошибочно чувствует, что перед ним — женщина, которая умеет видеть, слышать и понимать.
Красной нитью [↑]
Рахав советует разведчикам переждать три дня, пока солдаты будут их искать возле Йардена. Пинхас и Калев обещают: «мы поступим с тобой милостиво и по истине» (там же, 14), то есть что её и её семью никто не тронет при взятии Йерихона.
«Вот, мы приходим в эту землю, ты же шнурок этот из червленых нитей привяжи к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и мать твою, и братьев твоих, и все семейство отца твоего собери к себе в дом» (там же, 18).
Раши пишет, что та веревка, с помощью которой Рахав грешила, ее спасет. Сплетенный из красных нитей шнурок стал опознавательным знаком для войска Йеошуа бин-Нуна. Рахав и ее семья были спасены, а Йерихон — полностью разрушен.
Такую же красную нить в Храме в Йом Кипур повязывали на жертвенник, и, когда весь еврейский народ делал тшуву, она становилась белой.
Столетия спустя именно такие красные нити стали вплетать во все корабельные канаты Королевского Британского флота. Так появилась на свет эта красивая метафора — «проходить красной нитью».
Награда Рахав [↑]
Когда евреи вошли в Землю Израиля, Рахав перешла в иудаизм и достигла высокого уровня веры в Б-га. Она впервые вышла замуж в 50 лет — за Йеошуа, и у нее родилась дочь. Потомками этой дочери стали восемь еврейских пророков, в том числе пророк Йехезкель, пророк Ирмияу и пророчица Хульда. Такую великую награду она получила за полное и абсолютное обращение в иудаизм, в отличие от Итро и Наамана, которые, приняв еврейство, не отказались окончательно от идолопоклонства.
Подробнее о Рахав вы можете узнать, послушав урок рабанит Эстер Офенгенден.