Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Киев

Киев — ныне столица Украины, в которой развивается еврейская жизнь. На протяжении веков Киев переходил от одной власти к другой, но ненависть к евреям оставалась неизменной. Изгнания, погромы, дело Бейлиса, Бабий Яр — всё это Киев. Синагоги, талмудей-тора и ешивы — это тоже Киев. С Киевом связаны имена Шолом-Алейхема, Голды Меир, Исаака Бабеля, Ильи Эренбурга.

Оглавление

История евреев в Киеве с VIII по XVII век [↑]

Киев, вероятно, был построен хазарами не позже VIII века н.э., и сразу же там стали селиться евреи из Византийской империи, Крыма, Персии и Кавказа. Знаменитое «Киевское письмо» — древнейший оригинальный памятник с упоминанием названия Киева, — написано на иврите и является призванием ко всем еврейским общинам совместно собрать деньги для выкупа некого Яакова бен Хануки из долговой ямы.

В XI веке в Киеве поселились евреи из Германии, а к концу того же века — и евреи из других стран Западной Европы, бежавшие от преследований при первом крестовом походе.

Летописцы свидетельствуют о нападениях толп на евреев по разным поводам на протяжении всего длительного периода их проживания на территории Киева.

Знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом». Евреев Киева посещали рабби Птахия из Регенсбурга, раби Ицхак бар Дорбело и, возможно, раби Элиэзер бен Натан из Майнца. Рабби Моше, который жил в Киеве в XII в., вел активную переписку со своим учителем, рабейну Тамом, а также с гаоном раби Шмуэлем бен Эли Алеви, главой ешивы в Багдаде, а когда евреи подверглись в Киеве очередному притеснению, раби Моше отправился в Северную Францию.

В XV веке киевская община цвела, и тогдашняя поговорка гласила: «Учение исходит из Киева». Самым знаменитым из киевских мудрецов был автор комментария «Оцар Ашем» на «Сефер Йецира», а также на сочинения Ибн Эзры и «Шушан Содот» — раби Моше бен-Яков Ашкенази а-Гола (1449—1529).

В 1482-м году напавшие на Киев татары увели многих еврейских пленников в Крым, в их числе оказался и раби Моше Ашкенази. За нападением татар последовало изгнание оставшихся евреев из Киева в 1495-м году.

В XVI веке евреи вновь стали селиться в Киеве. Еврейский квартал находился в то время в части старого города, распространявшейся до Кудрявских гор. Тогдашний король польский и литовский Сигизмунд, желая, «дабы место пограничное не жидами, но людьми украиними купецкими расширялось и множилось», приказал запретить евреям покупать или снимать жилье в Киеве, разрешив селиться лишь в гостиных дворах.

Тем не менее, вплоть до первой половины XVII века евреям удавалось не только вести торговые дела, но и владеть землями, домами и лавками. Бунт Хмельницкого положил конец существованию киевской общины. В 5408 (1648) году объединенные украинско-татарские войска напали на поляков и евреев на Украине. Они убивали всех, кто попадал к ним в руки. Раби Шмуэль Файбиш, автор летописи «Тит а-явен», упоминает и Киев среди длинного списка городов, пострадавших от Хмельницкого. Евреев Киева казаки мучили и убивали четыре дня и четыре ночи.

Возрождение киевской общины и новое изгнание [↑]

Зарождение новой еврейской общины следует отнести к последней четверти XVIII века, когда перепись показала в Киеве 73 еврейских жителя, хотя Киев в тот период еще не входил в черту оседлости.

Когда проживание евреев в Киеве было узаконено, один из членов местной общины, Йеуда Лейб Лейбенберг, ходатайствовал о предоставлении общине участка земли для кладбища. Кладбищу был выделен в 1798 г. участок на окраине за Печерском, которая называлась «Зверинец». Тогда же возникло погребальное братство.

У еврейской общины было выбираемое раз в три года кагальное управление, раввин (в конце XVIII века раввином киевской общины являлся рав Авраам Абеле бен Нафтали). Впервые после многолетнего перерыва в Киеве были построены синагоги: на Печерске и Подоле, а также приют для бездомных бедняков.

В царствование Николая I отношение правительства к евреям приняло резко отрицательный характер, вновь встал вопрос об удалении евреев из города. В результате, 2 декабря 1827 года последовало запрещение евреям водворяться в городе; лишь некоторые категории — главным образом, купцы 1 и 2 гильдий — могли приезжать на определенное время; те, кого новый закон застал здесь уже осевшими, подлежали высылке — одни в течение года, другие, владевшие собственностью, в течение двух лет.

Началось выселение. Местной администрации было предписано следить за тем, чтобы в Киеве не было ни одного молитвенного дома, ни одного еврейского благотворительного учреждения, и чтобы принадлежавшие им здания были проданы. Киевская община в очередной раз перестала существовать.

Без евреев экономическая жизнь города пришла в упадок, и в 1843 г. генерал-губернатор добился у царя разрешения на временное проживание в Киеве еврейских купцов и ремесленников, что послужило возникновению в Киеве еврейского гетто.

Евреи подвергались в подворьях самым разнообразным стеснениям. Все необходимые продукты они обязаны были покупать только у арендаторов постоялых дворов. Арендатор был вправе остановить на улице любого еврея и потребовать у него пропускной билет, если же билета не оказывалось, арендатору вменялось в обязанность доставить такого еврея в полицию. Начиная с 10 часов вечера, каждый еврей обязан был быть в своей «гостинице».

Просвещение не могло не затронуть Киев. Особенно старался Николай I. Он специально ввел систему новых учебных заведений — «еврейское казенное училище» — «в духе, противном нынешнему талмудическому учению». Устройство казенных еврейских училищ в известной мере было инспирировано открытием по инициативе маскилим (следовавших примеру немецких деятелей Аскалы) еврейских школ с преподаванием Учения и светских знаний в Умани, Одессе, Вильне, Кишиневе и Риге.

В 1861 г. последовал указ, чтобы евреи проживали единственно в Лыбедской и Плосской частях. Начался быстрый рост еврейского населения Киева, и община вновь обрела несколько молитвенных домов, благотворительные и учебные заведения, детский приют и бесплатную больницу.

Старейшая из действующих ныне киевских синагог — Синагога Киевской иудейской религиозной общины, которая также известна как синагога на Подоле или синагога Розенберга, была возведена в 1894-1895 годах на средства купца Розенберга, которому принадлежали земельный участок и само здание. Архитектор Н. Н. Горденин оформил строение в мавританском стиле. Поскольку строительство синагог в тогдашнем Киеве было затруднено из-за ограниченных прав на проживание в городе иудеев, первоначально Розенберг согласовал у городских властей возведение личного особняка, а затем получил разрешение в губернском правлении на якобы приспособление готового особняка под молельню.

Еще одна синагога была построена в 1898-м году на средства сахаропромышленника Лазаря Бродского по проекту архитектора Георгия Шлейфера. Это была Хоральная синагога — один из «плодов Просвещения». Хоральные синагоги в тот период строились по всей Восточной Европе и олицетворяли идеи аскалы. В таких синагогах к концу XIX века вошло в моду канторское пение. Для усиления эффекта кантор пел в сопровождении небольшого мужского хора, обычно от четырех до семи-восьми человек. По этой причине такие синагоги стали именовать «хоральными».

Среди киевской еврейской молодежи росла тяга к ассимиляции. Молодые люди поступали в Университет, где евреи к 1911-му году составляли около 17% студентов. Еврейских детей начали отправлять в нееврейские школы.

Погромы [↑]

23 апреля 1881 г. Киев потряс страшнейший еврейский погром. О том, что к нему готовится крестьянское и рабочее население, власти были предуведомлены негласным сообщением. Тем не менее, как сообщает официальный отчет, «меры к обузданию толпы не были приняты достаточно своевременно и энергично, что объясняет отчасти огромные размеры крайнего буйства толпы». Беспорядки продолжались три дня. Киевский погром был наиболее значительным в целом ряде антиеврейских беспорядков, охвативших в то время юг России. Отсюда погромная волна устремилась в Киевский уезд, где захватила 42 селения, а затем и в другие места.

После этого погрома власти начали охотиться на евреев, проживавших в Киеве без разрешения, и город стал знаменит именно этими облавами. Евреев высылали из Киева тысячами, и эти ночные обыски и высылки продолжались почти до Первой мировой войны.

Второй погром в Киеве разразился 18 октября 1905 г. после объявления манифеста 17 октября; он буйствовал три дня и охватил почти весь город с предместьями. Войска и полиция не препятствовали грабежу и убийствам, так как не получили надлежащих инструкций. Только на третий день власти приняли решительные меры, и погром стал утихать.

Главным раввином Киева в смутное и неспокойное время перемен (1893—1925) был потомок Баал-Шем Това, богослов раби Нахум Вайсблат. Революции, погромы, война не помешали раби Нахуму в главном деле его жизни — изучении Торы. В эти страшные годы он написал комментарий по поводу кошерования мяса «Махацит а-шекель», книгу по алахе«Маим теорим» и другие сочинения.

Дело Бейлиса [↑]

Судебный процесс по обвинению евреев в ритуальном убийстве, проходивший в Киеве в 1913-м году и получивший название «Дело Бейлиса» не только всколыхнул общественное мнение в начале XX века, но и до сих пор не дает многим умам покоя.

Вскоре после убийства 12-летнего мальчика Андрея Ющинского активисты черносотенных организаций тут же инициировали обвинение в ритуальном убийстве, которое поспешили поддержать крайне правые политики и чиновники. Что не удивительно: Киев в это время был одной из главных баз черносотенных организаций «Союз русского народа» и «Союз Михаила-архангела».

Похороны мальчика сопровождались прокламациями с текстом о том, что «мальчик замучен жидами», и с призывами «бить жидов, изгонять их и не прощать пролития православной крови».

Большинство представителей русской и украинской общественности выступили против нового кровавого навета: Владимир Короленко, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Максим Горький — и многие другие.

Местные следователи, считавшие, что речь идёт об уголовном убийстве из мести, были отстранены от дела. Через 4 месяца после обнаружения трупа Ющинского был арестован 37-летний Менахем-Мендель Бейлис. Бейлис был в конце концов полностью оправдан и выпущен на свободу. Но все долгие недели судебных заседаний обвиняемым был не один Менахем-Мендель, а весь еврейский народ. «Специалисты» старательно выдергивали фразы из Талмуда, с тем, чтобы извергнуть на евреев всю свою накопившуюся ненависть. Они проиграли процесс, но сам кровавый навет так никогда и не был осужден.

Между двумя мировыми войнами [↑]

До революции в нижней части Киева было 20 синагог, в которых ежедневно собирались миньяны по утрам и вечерам, а также проводились уроки Торы. Некоторые из синагог были, правда, реформистскими: когда приезжал какой-то очередной знаменитый кантор, то желающих послушать, как эти канторы будут вести субботнюю молитву, впускали в синагогу только за деньги…

Началась Первая мировая война. В 1915 году власти разрешили селиться в Киеве евреям, бежавшим или выселенным из района военных действий, и еврейское население города выросло, а после отмены в дни февральской революции «особых законов о евреях» стало еще заметней увеличиваться и к 20-м годам евреи составляли около 20% всего населения Киева.

Большую роль в сохранении Торы в Киеве сыграл один из духовных лидеров движения Мусар Раби Йосеф-Юзл бар Шломо-Залман Горовиц (Саба из Новардока), который решил рассредоточить учеников Гомельской ешивы по различным городам Российской империи, создав там десятки новых ешив.

Приезжая в каждый из намеченных р. Йосефом-Юзлом городов, небольшая группа его учеников начинала заниматься в местном доме учения, а затем объединяла вокруг себя наиболее одаренных юношей из еврейских семей — в том числе, и из семей весьма далеких от Торы. В большинстве случаев ученики р. Йосефа-Юзла преодолевали все возникающие трудности и преграды; они усердно занимались днями и ночами, и в ешивах царила атмосфера высочайшего духовного подъема. Всего в системе ешив, созданной учениками Новардока, занималось более двух тысяч студентов — наиболее крупные отделения были основаны в восьми городах, и Киев был одним из них.

После революции 1917 года в Петербурге власть в Киеве неоднократно менялась. Город побывал и под властью прогерманского гетмана, и столицей независимой Украинской народной республики, и в руках красных, и белых, и петлюровцев, и поляков. И каждые очередные войска, захватывая Киев, тут же устраивали еврейские погромы.

В 20-е годы, как только в Киеве установилась Советская власть, она тут же взялась за борьбу с иудаизмом. 3 октября 1921 г. (в день Рош аШана) Евсекция устроила публичный суд над еврейской религией. В 1925 г. состоялся суд над устроителем подпольной ешивы Винярским. В 1926 г. была закрыта Хоральная синагога, в которой стал играть детский еврейский театр. Однако подпольная любавичская ешива просуществовала до 1937 года, когда начались массовые аресты клей койдеш — раввинов, шойхетов, хазанов.

Рав Барух-Мордехай Лифшиц, живший в эти годы в Киеве, рассказывает в своих воспоминаниях о том, что произошло в месяце тишрей 5687 (1926) года на праздник Симхас-Тойре в Тальнерской синагоге. Молитву вел хазан в сопровождении хора. В зале находилось множество состоятельных киевских евреев, большинство — с золотыми часами, у их жен пальцы были украшены золотыми кольцами, а уши — золотыми серьгами.

Внезапно в синагогу ворвались коммунисты, отключили в здании электричество, так что в зале воцарилась кромешная тьма. Поднялся страшный шум, началась паника, и евреи устремились к дверям. Так как на втором этаже была только одна дверь, многие начали прыгать в окна — некоторые при этом разбились насмерть. А в это самое время трое коммунистов-убийц набрасывались на убегающих евреек, срывая с них золотые кольца…

На Подоле жил еврей по имени р. Яаков Майзлик, также известный под прозвищем Яаков-столяр. Он собирал деньги на подпольные хедеры и ешивы — из них платилась зарплата меламедам и преподавателям. Р. Яакова Майзлика арестовали и судили за его «преступления». На суде он признал, что поддерживал работу хедеров и более того — намеревается заниматься этим и в будущем. Его приговорили к двум годам тюрьмы, и Киев остался без талмуд-торы и ешивы.

В конце лета 5686 (1926) года в Киев приехал хабадский раввин р. Биньёмин-Элиёу Городецкий. Вскоре коммунистические власти закрыли две миквы в Киеве. Тогда р. Биньёмин Горо­децкий занялся соору­жением нелегальных, «подпольных» микв. Одну такую микву р. Биньёмин устроил в доме р. Яако­ва Майзлика.

После закрытия любавичской ешивы «Томхей тмимим» в Невеле один из ее классов перебрался в Киев и обосновался в большой синагоге на Соломенке. Евсекция стала размышлять о том, как бы уничтожить эту ешиву. Поскольку она находилась в синагоге, расположенной рядом с вокзалом, Евсекция придумала, что необходимо проложить новую железнодорожную линию — по Соломенке, как раз там, где стоит здание синагоги.

Ешива была закрыта, синагога разрушена, хасиды перебрались в синагогу на окраине города, где им удалось продержаться еще несколько лет. В начале 5694 (осенью 1933) года коммунисты решили арестовать учащихся ешивы. К счастью, ешиботникам удалось сбежать через окно, а представители властей закрыли синагогу, заколотив входную дверь досками. Так была окончательно закрыта хабадская ешива «Томхей тмимим». Большинство ее студентов разъехалось по разным городам.

Кроме «большой» ешивы, существовала малая ешива — на Подоле. Среди преподавателей малой ешивы были р. Яаков Львов, р. Йона Житомирер и р. Авром Дрейзин (также известный как Авром «Майорер»), который оставил семью в Москве и приехал в Киев давать уроки Торы, что тогда в буквальном смысле слова было сопряжено со смертельной опасностью.

Во главе литовской ешивы стоял рав Моргенштерн. В конце 30-х годов рав Моргенштерн был арестован, и его дальнейшая судьба неизвестна…

Бабий Яр [↑]

21 сентября 1941 г. германская армия захватила Киев. Согласно немецким официальным документам, составленным сразу после захвата города, большинство евреев Киева не успело эвакуироваться. В городе оставалось около 150 тысяч евреев.

Многие евреи, помнившие гражданскую войну, полагали, что немцы будут вести себя так же, как тогда (когда немецкие власти были единственными, препятствовавшими погромам). Немцы же приступили к массовому уничтожению еврейского населения Киева буквально на следующий день после захвата города.

Расстрелы евреев в Бабьем Яру начались 22 сентября. Согласно немецким документам, с 29 сентября по 1 октября 1941 г. айнзасцгруппой «С» и подразделением украинской полиции был уничтожен 33 771 еврей.

Расстрелы скрывавшихся продолжались в 1941-43 гг. Там же убивали военнопленных и прочих неугодных нацистам людей. Дополнительные концлагеря были организованы в Дарнице и посёлке Сырецк (около Бабьего Яра), где тоже происходили убийства. В 1943 году нацисты организовали эксгумацию и сожжение трупов убитых. Над захоронениями пепла посадили деревья. Части заключённых, которых они использовали для этой работы, удалось бежать и дожить до освобождения.

По данным Государственной чрезвычайной следственной комиссии, за время оккупации в Бабьем Яру было расстреляно 125 тысяч человек, в подавляющем большинстве — евреев. Только в 1976 году в Бабьем Яру был установлен памятник, на котором упоминались «советские граждане» без указания — какие. Мемориальная доска на иврите была добавлена только под конец советской власти.

Евреи в Киеве после войны [↑]

После войны оставшиеся в живых евреи начали восстанавливать еврейскую жизнь в Киеве. С 1946 г. на Подоле, на улице Щекавицкого, стала функционировать синагога с молитвенным залом на тысячу человек (раввин И. Шехтман, 1887-1953). При синагоге была миква, пекарня, место для кошерного забоя птицы.

В конце 1940-х гг. предпринимались безуспешные попытки открыть вторую синагогу. На праздники, особенно в Йом Кипур, который был также днём памяти о Бабьем Яре, несколько тысяч человек приняли участие в службах, переполняя двор и улицу. Несколько миньянов собирались в частных домах, но когда их существование было обнаружено, они были закрыты, а владельцы домов сурово наказаны.

С 1960 до 1966 года выпечка мацы была запрещена, и несколько евреев были наказаны за печение её в своих домах. Последним официальным раввином в Советском Киеве был рабби Панец; он ушёл на пенсию в 1960 и умер в 1968 году. Новый раввин не был назначен.

После Шестидневной войны (1967) среди евреев Киева стало расти еврейское национальное чувство. Годовщина Бабьего Яра стала днём сплочения для евреев, большей частью — молодых, которые пришли не только читать кадиш, но и заявить о том, что они — евреи.

Летом 1970 года за границей было опубликовано Открытое письмо, обращённое к премьер-министру Израиля Голде Меир, генеральному секретарю ООН и различным международным организациям, подписанное десятью евреями из Киева, которые требовали права поселиться в Израиле. В августе 1970 года те же десять человек написали второе письмо — президенту Шазару. После того, как им было отказано в разрешении на выезд, они отказались от советского гражданства и попросили гражданства Израиля.

Восстановление еврейской общинной жизни [↑]

С этого письма начался выезд евреев из Киева, особенно массовый характер приобретя после падения «железного занавеса» — в 1989-1990-х гг.

Вместе с тем, с конца 1980-х гг. в Киеве начался процесс восстановления еврейской общинной жизни. Там открывались еврейские школы, общественные организации. В 1987 г., после многолетнего перерыва, должность раввина еврейской религиозной общины занял рав И. Фукс.

В 1995 г. в собственность еврейской общине Киева было передано здание Хоральной синагоги, в котором на протяжении многих десятилетий размещался кукольный театр.

Нынешний главный раввин Киева и Украины Яков (Янкл) Дов Блайх был назначен раввином в синагогу Киевской иудейской религиозной общины в 1990-м году. Главным раввином хасидов (Хабад Любавич) Украины Всеукраинского конгресса иудейских религиозных общин является рав Моше Асман.

За короткое время как литовская, так и хасидская общины добились значительных успехов по возрождению в Киеве религиозных традиций, добились создания еврейских учебных заведений, кошерных магазинов, ресторанов, микв.

В городе действуют две еврейские гимназии, школа «Ор Авнер», две еврейские воскресные школы, колледж еврейской общины «Эш а-Тора», ешивы «Орах Хаим», «Томхей Тмимим», женский религиозный институт «Махон Атид».

При этом из Киева, как и со всей Украины, продолжают репатриироваться евреи в Израиль.

Выводить материалы

Еврейская история 52. Евреи древнего Киева (1013 - 1123 гг. н. э.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

Синагога Розенберга в Киеве

Александр Гринвальд

Синагога Киевской еврейской общины — также известна как синагога на Подоле или синагога Розенберга. Старейшая из действующих ныне киевских синагог. Синагога была возведена в 1894—1895 годах на средства купца Габриеля-Якова Геселевич Розенберга, которому принадлежали земельный участок и само здание. Поскольку строительство синагог в тогдашнем Киеве было затруднено из-за ограниченных прав на проживание в городе евреев, первоначально Розенберг согласовал у городских властей возведение личного особняка, а затем получил разрешение в губернском правлении на якобы приспособление готового особняка под молельню.

Еврейская история 224. Встречают по одежке, или тайны Глебовского подворья (1826—1845 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

Бабий Яр

Александр Гринвальд

Мемориал в Бабьем Яру. Здесь было место массовых расстрелов евреев, а также киевских караимов, цыган, советских военнопленных, осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти) тысяч человек. Из Бабьего Яра спаслось 29 человек.

Хоральная синагога Бродского

Александр Гринвальд

Киевская синагога была открыта в 1898 года (к пятидесятилетию со дня рождения Бродского). Построена по проекту архитектора Георгия Шлейфера строительной конторой Льва Гинзбурга на деньги Бродского. В 1926 году синагогу закрыли, передав здание под клуб профессиональному союзу кустарей. С 1944 года здание синагоги использовалось как театр, в особенности, как детский кукольный театр. Лазарь Израилевич Бродский — украинский сахаропромышленник, меценат и филантроп. Учредитель Второго Пароходного общества по Днепру и его притокам, директор Киевского общества водоснабжения, член совета Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, директор Общества мукомольной паровой мельницы, член совета Общества взаимного кредита.