Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Облака Славы

Облака Славы, ананей hа-кавод — это чудесное сверхъестественное явление, созданное Вс-вышним для защиты сынов Израиля во время их странствований по пустыне. Облака Славы выражают Присутствие Вс-вышнего и Его близость к Своему народу. Шалаши, в которых евреи живут в дни праздника Суккот, призваны напоминать нам об Облаках Славы и о заботе Творца о нас.

Проявление любви и заботы

Как только Моше вывел сынов Израиля за границы Египта, Вс-вышний сразу же «окутал» евреев особыми облаками, выражающими Его присутствие и близость к своему народу. Весь процесс избавления еврейского народа из египетского рабства, от начала и до конца, сопровождался проявлениями любви и заботы со стороны Творца, и Облака Славы, окутавшие народ, подобно отцовским объятиям, являются самым ярким проявлением этой любви. Мудрецы приводят сравнение: Он сделал это, подобно орлу, распростершему крылья, чтобы уберечь своих птенцов.

Говорит Мидраш: шесть облаков славы окружали народ Израиля в пустыне, четыре со всех сторон света — для защиты от ветров и от нападений врагов, одно сверху — для защиты от зноя, шестое под ними — для того, чтобы защитить от змей и скорпионов, а ноги от утруждения. Облака Славы также выравнивали встречающиеся перед ними горы и приподнимали долины, чтобы народу было удобнее идти.

Седьмое облако шло перед станом, указывая дорогу. Ночью ему на смену приходил огненный столп, который освещал шатры. Мидраш Танхума дает следующее толкование. Так же, как разнятся шесть дней недели и Шабат, так же, как отличается внешняя жизнь человека от его внутреннего Я, так же непохожи шесть облачных столбов, окружавших народ Израиля, и седьмой столб, который их вел. Это седьмое облако в Торе называется Облачным столпом, потому что оно было похоже на длинный столб от земли до небес.

Существуют иные мнения мудрецов относительно количества облаков: рабби Йеуда полагал, что облаков было тринадцать, рабби Йошия — что четыре, а Рабби — что два.

Облака Славы создавали внутри стана особый микроклимат, адаптированный под нужды народа и совершенно отличный от климата пустыни, царившего вокруг. Облака также служили источником освещения: днем — вместо солнца, ночью — вместо луны. Именно благодаря тому, что евреи были окружены Облаками Славы, их одежда не загрязнялась и не снашивалась. Более того, Облака позволяли увидеть содержимое закрытых сосудов или внутренности животного.

Известно, что Исход сопровождался многими чудесами. Чудо выпадения мана и колодец, который следовал за евреями и никогда не иссякал, обеспечивали евреям тот минимум, без которого невозможно физическое существование. Но Облака Славы давали гораздо больше, обеспечивая комфорт, и не все удостаивались этого блага: грешников облако «выталкивало» наружу, пока не раскаются и не исправят себя. Мидраш учит, что толпа египтян, которая последовала за евреями в пустыню, также не была защищена Облаками.

Защита, которую дают наши привычные земные сооружения, совсем не похожа на защиту Облаков Славы. Крепости могут остановить огромную вражескую силу, но Небесные Облака переносят человека в такое духовное поле, где он не подвержен никакой опасности. Народ Израиля, будучи в пустыне, находился в высшем мире, где земные враждебные силы не имели над ним власти.

Облака Славы и праздник Суккот

Мудрец эпохи Мишны рабби Элиэзер считает, что шалаши, в которых нам заповедано жить все дни праздника Суккот, являются символом и напоминанием об ананей а-кавод — Облаках Славы Всевышнего.

Раши пишет, что первой суккой, которая служила укрытием для народа Израиля, была сукка из Облаков Славы, которыми окружил евреев Всевышний.

Праздник Суккот наступает после Йом Кипура. В Йом Кипур Вс-вышний прощает свой народ, а в Суккот дарует ему особую близость, и символ этой близости — шалаши, в которых сидят евреи в дни праздника.

Праздник Суккот называется «временем нашей радости», зман симхатейну. Суккот соответствует времени прощения народа Израиля после страшного греха. А появление новых Облаков славы стало символом этого прощения, знаком нового, вечного, завета, и того, что Его Шехина всегда будет пребывать в среде нашего народа и станет для нас источником радости.

Защита простирается сквозь века

Мудрецы учат, что Облака Славы оставались с нашими предками в пустыне из-за заслуг Аарона. Он был первым, кто призвал людей к миру: основой его личности была «любовь к миру и стремление к миру». Когда Аарон скончался, Облака Славы исчезли.

Виленский Гаон в комментарии к «Песне песней» цитирует Мидраш, согласно которому Облака Славы пропали сразу после того, как евреи создали себе Золотого Тельца и поклонялись ему. И даже после того, как грех был прощен, Облака вернулись в стан Израиля не сразу, а только после того, как началось строительство Мишкана.

Сфат Эмет пишет: когда индивидуум или нация достигают духовной высоты, а потом падают с нее, им проще снова подняться на прежний уровень. Это подобно тому, как если что-то уже было выучено, а потом забыто, то вспомнить забытое легче, чем учить заново. Заслужив однажды Б-жественное покровительство и собравшись вместе под облаками Его Славы, Израиль как бы завещал своему потомству возможность повторить это снова.

Много раз в течение еврейской истории мы были вынуждены начинать свой путь в пустыне. Нас изгоняли из Святой Земли, из Вавилона, из Северной Африки, из Испании, из Восточной Европы… Но в каждой новой духовной пустыне возникала еврейская община, стоявшая на основах Торы. Несмотря на то, что построить такую общину было трудно, эта задача была облегчена тем, что путь уже был указан: в той самой первой пустыне, по которой нас вел Вс-вышний в Своих Облаках.

Выводить материалы