Темы: Песах, Суббота, Египет, 39 мелахот, 39 работ, Жертвоприношения
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Вопрос про Шабат а-Гадоль: как евреи могли в субботу вести и привязывать овечку к ножкам кровати? И почему именно к кровати, а не оставить пастись во дворе?
Здравствуйте! Ягненка для пасхальной жертвы нельзя было оставлять пастись во дворе, поскольку там он мог пораниться или «обзавестись» каким-то изъяном, что автоматически сделало бы его непригодным для жертвоприношения. Ягненка потому и брали заранее, за четыре дня до Песаха, чтобы проверить его цельность и уберечь от возможных увечий. Поэтому держали его только дома.
Согласно простому смыслу текста (пшат), в том, что его привязывали именно к ножкам кровати, не было ничего мистического. Просто это было единственное место в доме, где можно было привязать животное так, чтобы оно оставалось в целости и сохранности на протяжении нескольких дней. Столы в те времена были небольшие, отдельные для каждого человека, поэтому кровать — единственная массивная мебель, которая могла удержать животное на месте.
Раши в комментарии к Тэилим 118:27 («…привяжите вервями праздничную жертву к рогам жертвенника») объясняет, что не только пасхальное жертвенное животное, но и всех животных, предназначенных для жертвоприношений, привязывали к кровати, чтобы уберечь их от травм.
А из мишны в трактате Келим 19:2 видно, что для этой цели были специальные ремни, прикрепленные к кровати. Это следует и из гмары в трактате Бава Кама (80а): там рассказано, как одному больному прописали пить каждый день парное молоко. Для этого ему привели в дом козу и привязали к ножкам кровати.
Однако некоторые комментаторы видят в этом более глубокий смысл. Согласно одному из таких объяснений, привязывание пасхального жертвенного животного именно к кровати было символично и означало: еврейский народ сохранил нравственную чистоту, даже находясь в Египте, стране, полной, как известно, прелюбодеяния и разврата.
Что же касается Вашего вопроса, как евреи могли в субботу привязывать животное к кровати, то его задает и один из комментаторов Арбаа Турим — Приша. И отвечает: поскольку это был узел, который вскоре развяжут, — он считался «временным узлом», который разрешено завязывать в субботу.
С уважением, Моше Сытин
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Под работой Галаха подразумевает совсем не то, что обычно считается таковой. 39 основных ремесел, которыми запрещено заниматься в субботу.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Овадья Климовский
… а не 38 или 40?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону