Темы: Неевреи, Стена Плача, Благословение, Рав Бенцион Зильбер, Еврейский царь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Зильбер, на прошлой неделе в Израиле с визитом был английский принц Уильям, который даже посетил Стену Плача. В связи с этим возникло несколько вопросов, буду очень рад, если проясните:
1. В Сидуре есть благословление на короля, что это такое? Зачем и почему? Благословление на мудреца Торы я еще понимаю, но на нееврейского царя? Кто это постановил? Есть ли на это указание в Торе и Талмуде?
2. Говорят благословение только на короля? А на королеву и нашего принца Уильяма?
3. Слышал о законе «бишуль акум», говорящем: то, что ест царь, нельзя есть еврею, можно это есть только в сыром виде. О чем это? Совсем непонятно.
4. В новостях было видео, как принц в кипе молится у Стены Плача в окружении раввинов. Разве это можно — нееврею молиться у Стены Плача (= в синагоге)? Молится сам — ладно, но вместе с раввинами? Спасибо, если сможете ответить! Юрий
Уважаемый Юрий!
1. В Сидуре есть благословление на короля, что это такое? Зачем и почему? Благословление на мудреца Торы я еще понимаю, но на нееврейского царя? Кто это постановил? Есть ли на это указание в Торе и Талмуде?
Абсолютное большинство благословений установили мудрецы. Поэтому в Торе они не упоминаются. В Талмуде (Брахот 58а) сказано: тот, кто увидит нееврейского царя, произносит благословение: «Благословен Ты… Б-г… Давший от Своей славы людям». Т. е. это подарок, который Б-г подарил этому человеку, — полномочия власти. И это имеет значение. В «Пиркей Авот» (3:2) мы читаем, что, если бы не было властей, люди «живьем глотали бы друг друга». И в Талмуде говорится о необходимости особого уважения к царю.
2. Говорят благословение только на короля? А на королеву и нашего принца Уильяма?
Благословение произносят только при виде царя/короля, имеющего полномочия власти, а принц этих полномочий не имеет и королева — жена короля — тоже этих полномочий не имеет. Но если королева правит страной (или даже только «выполняет представительские функции»), как, например, Елизавета II, то при виде ее тоже надо произносить благословение.
3. Слышал о законе «бишуль акум», говорящем: то, что ест царь, нельзя есть еврею, можно это есть только в сыром виде. О чем это? Совсем непонятно.
Есть закон — постановление мудрецов — о «бишуль акум», запрещающий еврею есть блюдо, сваренное неевреем, даже если известно, что все ингредиенты кошерные. Одна из деталей закона: это относится только к таким блюдам, которые можно подать на «царский обед». Наверное, это то, что ввело Вас в заблуждение. Т.е. запрет «бишуль акум» распространяется не на то, что ест царь, а только на те изысканные блюда, которые подают на «царский» торжественный обед.
А на блюда, которые на торжественный обед не подадут, запрет не распространяется. Говорили, например, что сардины из консервов (если все ингредиенты кошерны) не запрещены как «бишуль акум», т. к. их на торжественный обед не подадут. Это зависит от времени и места.
4. В новостях было видео, как принц в кипе молится у Стены Плача в окружении раввинов. Разве это можно — нееврею молиться у Стены Плача (= в синагоге)? Молится сам — ладно, но вместе с раввинами?
В Храм тоже приходили неевреи, приносили жертвы и молились. Поэтому у Котеля неевреи также могут молиться.
Почему принца сопровождали раввины? Подробностей не знаю, но говорят, что не хотели придавать его посещению Котеля политическую окраску, что получилось бы, если бы его сопровождали политические деятели. А он же принц, уважаемые люди должны были его сопровождать, так попросили раввинов. Бывало, что цари, короли и принцы приходили в синагогу и их принимали с должным уважением. Площадь Котеля тоже имеет статус синагоги. Это особо святое место, т. к., приводится в мидрашим, «Шхина не отошла от Котель Маарави».
Можно посмотреть также статью о благословении, которое произносят при виде монархов и президентов.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Реувен Куклин
Сама стена как таковая не является святыней…
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Мендель Агранович
Какую молитву читать, чтобы Всевышний помог жениться или выйти замуж?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону