Темы: Йецер аРа, Иов, Сатан, Рав Эльяким Залкинд, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Уважаемые раввины, я очень прошу мне помочь в вопросе о Сатане. Изучаю книгу Ийова. Не могу найти однозначного ответа: он все-таки есть или это в нас йецер-а ра (стремление к злу)? Он есть? С ним можно говорить Творцу? Он — дух отдельный, с руками и ногами, и он может спорить с Творцом? Творец может сказать ему покалечить меня, и он придет и покалечит, заберет моих детей? Или все-таки это дурное начало в нас? А эту силу я понимаю как отдельную субстанцию, как то, что можно встретить в темноте. Пожалуйста, мне очень важен этот ответ. Вся литература, что есть на сайте, мной прочитана, и она не дает конкретного ответа. Л.
Уважаемая Л.,
Наши мудрецы сказали: «Он — Сатан, он же — йецер а-ра, он же Ангел Смерти». Да, это отдельная сила, творение, назначенное отвечать за приведение в мир любого ущерба, утраты, зла, не дай Б-г (как пишет Мальбим в комментарии к книге Ийова, в начале). Но, конечно, эта сила тоже создана Творцом, подчинена только Его воле и находится под Его контролем — не может перейти установленных ей границ. Порядок же его «работы» такой: спускается в мир искушать (и тогда называется йецер а-ра) — изнутри человека или с помощью внешних событий, потом поднимается, предстаёт перед судом Всевышнего и обвиняет искушённого им же (слово «Сатан» — однокоренное слову «ситна» — «обвинение»). Затем, если нарушителю полагается наказание, — спускается и делает свою «работу» — наказывает его, принося ему вред (в предельном случае — Ангел Смерти).
Таким образом, здесь нет противоречия: он — и злое начало в человеке (не любое, а наиболее «ядовитое»; Виленский Гаон сказал, что существует два проявления йецер а-ра и намёк на них — в Мегилат Эстер: Ахашверош — материальность, стремление к выгоде, удовольствиям, и Аман — это то самое «ядовитое», настоящее зло, не дай Б-г), и — отдельная вредоносная сила.
Но этот йецер а-ра, встроенный в человека или посылаемый во внешних событиях, существует, как и всё в творении Всевышнего, чтобы выполнять полезную функцию — испытывать человека, чтобы тот научился отличать добро от зла, истину от лжи, победил искушение и «прилепился» к доброму и святому. Если же человек не выстоит в каких-то испытаниях — через ту же силу умножатся утраты и ущерб. Это очистит человека и поможет ему устоять в следующий раз. И понятно, что речь идет не о духе с руками и ногами, но о чем-то более абстрактном и духовном.
Однако, очевидно, что НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ. Ведь все силы и творения — в руках Одного Всевышнего. А Он Сам и через Своих посланников охраняет тех, кто стремится исполнять Его Волю, идет за Ним всем сердцем в заповедях, в молитве и др. И только если человек обратится к злу и откроет «дверь» своей души и дел, речей и мыслей нечистоте и злу, тогда он может оказаться в опасной близости к этой силе, не дай Б-г. Но совет здесь — не думать о зле и плохом, а положиться в делах и мыслях на волю Всевышнего, уповать на Него, трепетать перед Ним и любить Его. Ведь Он, Благословенный, — наш Удел, а мы — Его желанные и любимые создания. Призванные служить Ему, приближаться к Нему, радоваться знакам Его близости и милости и благодарить за них.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Герман Вук
Из книги Германа Вука. "Это Б-О-Г мой"
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
р. Ури Калюжный
В духовных мирах нет никакой внутренней причины для того, чтобы начался новый день, пришёл шабат, наступил Новый Год. Только наши поступки — утренняя молитва, кидуш, праздничная трапеза — привносят туда движение времени.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Куклин
В книге Бытия ничего не сказано о том, как ангел стал дьяволом…
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону