Темы: Берешит, Рав Эльяким Залкинд, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПомогите, пожалуйста, разобраться. В тринадцати принципах веры Рамбама говорится, что Творец — нематериален и Ему не свойственны присущие материи качества и нет никакого подобия. Тогда как понимать слова (Берешит 1:26): «И сказал Б-г, создадим человека в образе нашем…»? И комментирует Раши: «Нашей формой (для оттиска, придания очертаний)». Большое спасибо. N.
Уважаемая N.,
Комментаторы объясняют, что подразумевает Раши. «Нашей формой» означает: согласно форме, приготовленной нами для человека. Как создание оттисков с помощью заготовленной печати. Однако Ваш вопрос остается, так как вслед за приведенными Вами словами сказано еще (1,26): «И сотворил Б-г человека по образу его, по образу Б-га сотворил его…» «По образу его» Раши объясняет так же: «по форме, сделанной для него (человека)», однако продолжение фразы с необходимостью комментирует: «по образу Б-га: то есть эта форма, приготовленная для него, является точным образом его Создателя». Поэтому вопрос правомочен. И, действительно, комментаторы поднимают его. Ведь очевидно, что невозможно использовать понятия «образ» и «форма», говоря о Всевышнем.
Приведем очень коротко ответ на этот вопрос.
Когда речь идет о Самом Творце, как бы о «Его истинной сути», не может быть никакого образа и определения. Ведь Всевышний запределен, вне каких-либо рамок материи, пространства, времени, нашего воображения и постижения, неминуемо ограниченных, — и потому непостижим. И об этом говорит Рамбам.
Однако, творя мир, Всевышний желал раскрыть «знание о Себе». Не о Своей запредельной сути, что невозможно. Но в «качествах», которые пожелал проявить, воздействуя на Свой мир. И так как это воздействие предназначалось для восприятия сотворенным миром, оно уже является определяемым и постигаемым в рамках мира. Но еще, поскольку эти качества воздействия были предназначены именно для восприятия человека, которого Всевышний хотел создать, они должны были соответствовать человеческой сути, человеческому восприятию. Ведь познать можно только то, что подобно познающему, что находит отклик в его сути. Таким образом, «форма», в соответствии с которой был создан человек (прежде всего духовная форма, строение его души и сознания, а как следствие — и телесная форма, являющаяся «одеждой», способом проявления духовности) была задумана «соответствующей», «подходящей» для тех качеств, которые Всевышний раскрыл в мире как «Свои качества», постижимые для человека. Как бы «отпечатанной» с формы Его «проявления» в сотворенном мире. Об этом говорится здесь в Торе, и на это намекает Раши.
Всего доброго, Эльяким Залкинд
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Берл Набутовский
Решение совершить грех было чисто интеллектуальным?
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону