Темы: Награда, Ган Эден, Благословение, Смерть, Праведник, Рав Меир Мучник, Элиягу, Батья
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. 22 И ходил Енох пред Б-гом, по рождении Мафусаила, триста лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Б-гом; и не стало его, потому что Б-г взял его». Следует ли это понимать, что Енох не видел смерти и был переселен на небо живым? Если да, то у меня вопрос, почему именно два пророка, Енох и Илия, удостоились этого? Они были праведнее других пророков? Артур
Здравствуйте, Артур!
Согласно большинству комментариев, эти стихи о Ханохе (Енохе) следует понимать именно так, как Вы предположили. По выражению мудрецов, Ханох был из тех, кто «вошли в (Небесный) Эденский сад живыми».
Если бы Ханох и Элияу (Илия) были единственными, кто удостоился этого, то действительно нам бы следовало спросить: почему именно эти пророки? Да, они оба были великими и уникальными, каждый по-своему, но ведь Тора говорит, что «не было в народе Израиля такого пророка, как Моше», значит, он был более великим, но войти в Ган — Эден живым не удостоился.
Однако в этом списке были и другие люди (см. трактаты Дэрех Эрец 1, Кала 3), самые разные по «типу» и происхождению, многие из которых не были пророками, а некоторые даже и не были евреями.
Так, в нем был слуга царя Цидкии, который освободил пророка Ирмию, заточенного царем за свои пророчества о грядущем разрушении Храма. В Писании он называется куши, буквально — «эфиоп». Согласно одним комментариям (см. Раши на Ирмияу 38:7), это был великий еврейский праведник Барух бен-Нерия, ученик Ирмии, а «эфиопом» назван из-за темного цвета кожи. Но согласно другим (Мальбим, там же), он действительно был эфиопом.
Или Батья, дочь фараона, которая извлекла из воды Моше и, вместо того, чтобы убить (как постановил ее отец), спасла и вырастила, а в конечном итоге сама стала еврейкой. За великую заслугу спасения человека, ставшего впоследствии освободителем евреев из Египта, она удостоилась такой награды.
Или Серах, дочь Ашера, одного из сыновей нашего праотца Яакова (т.е. внучка Яакова). Она в целом была праведницей, но такого «бессмертного» перехода в Небесный Эденский сад удостоилась, когда особенно порадовала Яакова вестью о том, что его сын Йосеф жив. За то, что таким образом «вернула ему жизнь», он благословил ее: «Живи навеки!»
Или Элиэзер, раб Авраама, который, по словам мудрецов, был сыном нееврейского деспотичного царя Нимрода, но потом проникся идеями Авраама, эффективно преподавал другим выученную от него Тору и верно ему служил. Особенно он отличился, выполняя поручение Авраама найти подходящую невесту для его сына Ицхака, — он нашел в Харане Ривку, своми умением (и Б-жьей помощью) добился согласия ее и ее семьи, и привез ее Ицхаку. По словам мудрецов (мидраш Ялькут Шимони), Ицхак по определенным причинам заподозрил, что Элиэзер пытался взять ее себе, но быстро получил доказательства беспочвенности этих подозрений. И в порядке «компенсации» за то, что несправедливо его подозревали (по одной версии — в награду за то, что Элиэзер в ответ на подозрения молчал), Ицхак благословил его войти в Небесный Эденский сад без смерти.
Или Хирам, царь Тира, который внес решающий вклад в строительство Храма, организованное царем Шломо — за эту заслугу он также удостоился войти в Небесный Эденский сад живым.
Из перечисленных здесь людей многие изначально не были евреями, а Хирам им так и не стал, тем более ни один из них не был пророком. Так что очевидно, что подобный уход из этого мира — просто одно из возможных благ, которых человек может удостоиться по самым разным причинам: или в целом он особенно праведен, или один раз совершил какое-то великое дело, или, по той или иной причине удостоился благословения праведника. Были и другие великие люди, не менее праведные, а то и более, которые этого не удостоились — но удостоились других благ и наград. У Б-га много разных «медалей», и Он решает, кого какой наградить.
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего праведника и пророка. Согласно традиции, Элиягу был новым воплощением души первосвященника Пинхаса.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону