Темы: Грех, Искупление, Рав Эльяким Залкинд, Жертвоприношения, Праведник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые рабаним. Слышал мнение, что цадик (праведник) может своими страданиями или смертью искупать грехи поколения. Также объяснялось, что праотец Авраам не закончил жертвоприношение Ицхака и последующие беды народа, включая Катастрофу, были его завершением. Получается, что Всевышний как будто требует человеческих жертв. Правомочно ли такое объяснение? Не похоже ли это на верования народов, где мучения возведены в ранг святости? И есть ли примеры в Торе, когда смерть праведника искупала грехи других? А.
Уважаемый А.,
Тора (Бемидбар 20, 1) сообщает о кончине Мирьям сразу после изложения законов очищения с помощью пепла красной коровы. И говорит Талмуд (трактат Моэд Катан 28а): «Сказал раби Ами: Почему [в Торе] рассказ о смерти Мирьям соседствует с законами о красной корове? Чтобы знал ты: как красная корова искупает, так и кончина праведников искупает». (Раши объясняет: «красная корова искупает» потому, что ее сожжение напоминает жертвоприношение. А Тосафот говорят, что «красная корова искупает» грех создания золотого тельца). «Сказал раби Элазар: Почему соседствует рассказ о смерти Аарона с упоминанием одежд первосвященника? (Всевышний сказал Моше (Бемидбар 20, 25): “И сними с Аарона его одежды (первосвященника), и одень в них Элазара, его сына, а Аарон приобщится [к своему народу] и умрет там”). — Как одежды первосвященника искупают (в них он совершает служение в Храме), так и смерть праведников искупает».
Объясняет Рамхаль в книге Дэрех а-Шем (см. часть 2, гл. 3, п. 8): когда существует (не дай Б-г) вина («обвинение») у народа и есть праведники, которые заботятся о других, готовы служить Всевышнему всеми силами и желают заступиться за свой народ, — таким праведникам могут быть посланы трудности, или даже страдания, или даже смерть, и благодаря этому будет отменено наказание народу. И, поскольку не полагалось праведникам такого наказания, — Мера Суда, как будто, «получает свое» и, довольствуясь малым, считают суд свершившимся. Праведники сами выбирают такое служение — с готовностью к самопожертвованию ради Всевышнего и ради своего народа. Народ оказывается спасен, и заслуга такого праведника очень велика перед Всевышним. (Хотя, разумеется, не забота о награде побудила к самопожертвованию).
Похоже ли это на верования и идеи, распространенные среди народов? Просто не знаем. Но представляется, что любое заимствование, адекватное или нет, не умаляет сути оригинала.
Что же касается «незаконченности» жертвоприношения Ицхака — мы не знаем такого комментария. Напротив, наши мудрецы сказали, образно, что, как будто, пепел Ицхака на жертвеннике хранится перед Всевышним в память о заслуге Авраама и Ицхака. То есть Всевышний относится к этому так, как будто Ицхак тогда был принесен в жертву. И, напротив, готовность праотцов к жертве во имя Всевышнего дала силы многим поколениям их потомков на протяжении всей истории, действительно, когда было необходимо, жертвовать жизнью во имя истины и верности союзу с Творцом.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Натан Агрес
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Эльяким Залкинд
Ангел вступил в противоборство с Творцом?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону