Темы: Эмоции, Исправление качеств, Чувства и разум, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Скажите, пожалуйста, зачем человеку нужны эмоции? Пишут, что человек должен обуздать свое животное начало (и эмоции в том числе) и думать головой, и все свои действия и слова обдумывать прежде, чем… Но что делать человеку, который по природе своей очень эмоциональный и темпераментный? Постоянно угнетать эмоции? Это может вызвать нездоровье, наверное. Как можно эмоции направить в доброе русло? Р.
Уважаемая Р.,
Во-первых, скажем однозначно: без эмоций человек — это не человек, а робот. А Тора хочет воспитать именно человека.
Как можно без эмоций любить? Уважать? В конце концов, как можно молиться?
Определенно и лаконично выразились мудрецы Талмуда: «Всевышнему нужно сердце». И так же сказано в книге Мишлей (Притч): «Дай Мне, сын Мой, сердце твоё» (23, 26).
И настоящее понимание Торы — это то, которое прошло через сердце. Этим полна вся Тора: понимание — это понимание сердцем.
Как это соотносится с необходимостью подчинения разуму?
В принципе, в этом вся Тора: научиться склонять сердце к тому, что правильно и хорошо, не увлекаясь недолговечным и зыбким. Каким образом? Этому научил нас в первую очередь автор Сефер а-Хинух, назвав основным правилом Торы, основным принципом, стоящим за исполнением заповедей, следующий: «За деяниями следует сердце». То есть, когда человек ведет себя в соответствии с определенными принципами, поступает определенным образом, его сердце принимает эти принципы. Потому что человек по природе своей не может делать одно, а думать другое. А значит, победит одно из двух: или человек перестанет делать то, чего не принимает его внутренний мир, или же его внутренний мир подстроится под его действия. Успех зависит в основном от уверенности человека в правильности и обоснованности его действий, от глубины понимания их смысла и, что не менее важно, понимания их полезности. Этот «механизм» описан в Торе одним стихом, который мы читаем в конце каждой молитвы: «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Творец есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4, 39).
Великий Магид из Дубно в своей книге о качествах характера (Сефер а-Мидот) объясняет это так: когда у ребенка еще недостаточно развит внутренний мир, в нем все равно действуют душевные силы: любовь, страх и другие. Но поначалу они направлены только к ощутимому и осязаемому. Со временем, если человек знакомится с духовными понятиями и учится духовным переживаниям, эти силы направляются и к ним: любовь к истине, страх перед моральным падением и так далее. Именно для этого и были созданы эти силы, но, если бы они не были задействованы изначально, они бы просто атрофировались.
Чем больше мы будем изучать заповеди и пути их правильного исполнения, слушать и размышлять об этом и, конечно, пытаться претворять в жизни то, что учим, а затем анализировать, как это на нас влияет и как добиться лучших результатов, тем больше мы проникнемся ими эмоционально. И нам будет все легче и приятнее быть соблюдающими Тору евреями.
Желаю успехов, Яаков Гельфман
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Лея Трахтенберг
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Ашер Кушнир
Как реагировать на презрительные реплики «русских пенсионеров» о нашей многодетности? Конечно, это весьма нездоровые люди, но как справиться с неприятным ощущением? Кому есть дело до их мира — мира пустоты, ненависти и эгоизма?
Рав Яков Гельфман
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону