Темы: Шем, Народы мира, Ноах, История, Натан Агрес, Генеалогия, Ной
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, здравствуйте. У меня вопрос, касающийся предыдущей недельной главы. У Ноаха было три сына, прародители всех будущих народов: Хам, Шем и Иефет, а также еще упоминается Шемхазаэль — один из трех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям. Упоминается о трех основных началах возникновения народов: Хам — негроидные расы, Шем — еврейский народ и Иефет. Вопрос: кто из них был предком китайцев (да и японцев), а кто был прародителем народов латинской Америки (индейцев Майя). Когда листаешь историю, может сложиться ощущение, что их Потоп либо не коснулся, либо скорость строительства их древних городов и воспроизведения потомства превосходит все рамки воображения… Олег
Уважаемый Олег,
Действительно, все народы произошли от трёх сыновей Ноаха, как сказано в Торе (Бэрейшит 9:18—19): «и были сыны Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, Хам и Йефет… Эти трое были сыновьями Ноаха, и от них разошлась (т.е. населилась) вся земля». Далее Тора говорит, что от их детей и внуков произошли целых семьдесят народов:14 — от Йефета (10:2—5), 30 — от Хама (10:6—18) и 26 — от Шема (10:21—29).
В целом известно, что потомки Йефета заселили Европу, потомки Шема — Азию, а потомки Хама (кстати, не все они чернокожие) — африканские регионы (комментарий Виленского Гаона на мишну Нэгаим 2:1). О населении Америки в этом комментарии упоминаний нет. Но точных сведений, кто есть кто из перечисленных народов на сегодняшний день, достаточно мало. Идентификация народов осложняется ещё и тем, что многие из них пережили изгнания, переселения, что нередко влекло за собой изменение имени народа — в соответствии с новым местом проживания. Кроме того, многие из них «сливались» друг с другом, образуя единый народ, сохранявший только одно из прежних имён, и т.п.
Не будем забывать, что кроме этих семидесяти первых народов на сцене истории появляются и другие. Такие, как потомки Лота (племянника Авраама) — Амон и Моав, потомки Ишмаэля (там же 25:13—16) и потомки Ктуры (25:2—4), второй жены Авраама, о которых сказано, что Авраам отослал их на восток, народы Эдома — потомки Эйсава (брата Яакова) и еврейский народ.
Что же касается китайцев, на первый взгляд может показаться, что они прямо упоминаются в списке потомков Хама (10:17) «а Кнаан (сын Хама) породил … Сини». На иврите «Китай» — Син. Но рабейну Бехаей, пишет, что эти десять народов — потомков Кнаана, упомянутых здесь, — те самые десять народов, о которых Б-г говорил Аврааму (Бэрейшит 15:19—20): «В тот день заключил Б-г с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал эту землю, от реки Египетской до реки великой, реки Прат (Эфрат), (народы) Кейни, Книзи и Кадмони, Хити, Призи и Рефаим, Эмори, Кнаани, Гиргаши и Йевуси». Только там они названы теми именами, что носили в ту пору, а здесь — именами, которыми назвал их отец, прародитель.
Отсюда следует, что, скорее всего, Сини — это один из народов, проживавших либо на Земле Израиля, либо где-то в районе реки Эфрат. И уже во времена Авраама его имя было не Сини, а как-то иначе (одно из перечисленных в Бэрейшит 15:19—20). Разве что мы предположим, что только часть этого народа расселилась в земле Кнаан (на территории современного Израиля), а другая часть ушла на восток — в нынешний Китай. Но если это не так, то, скорее всего, китайцы — потомки Шема, хотя утверждать что-либо невозможно.
Об индейцах майя и других племенах Америки и Австралии: скорее всего они попали туда во времена поколения Рассеяния, когда при строительстве Вавилонской Башни Всевышний рассеял народы по всему свету (см. Бэрейшит 11:8). Кстати, это может объяснить загадку их появления на отдалённых материках притом, что после Потопа все люди жили на территории Евразии. Но если Сам Господь «рассеял» их по всему свету, то не исключено, что это было сделано чудесным путем. (А так как животные — неотъемлемая часть существования человека, как в качестве «помощников», так и в качестве «врагов», то и они могли быть помещены туда вместе с людьми). Интересно, что это предположение совпадает с мнением учёных, которые датируют начало индейской цивилизации примерно 2000 годом до н.э. А это как раз и выпадает на период после Потопа (Потоп был в 1656 г. от сотворения мира, т.е. 4118 лет назад) и время поколения Рассеяния (около 350 лет после Потопа).
Всё сказанное основано на наших классических древних источниках, но понятно, что современным исследователям тоже есть что сказать на эту тему. Но так как на сегодняшний день эта информация широкодоступна, а также из-за невозможности говорить об этом в рамках короткого ответа, мы не входили в обзор научных концепций.
С уважением, Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Какова структура чуда?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Овадья Климовский
Как-то быстро голубь нашёл лист...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Овадья Климовский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону