Темы: Язык Торы, Устная Тора, Письменная Тора, Овадья Климовский, Комментарий
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОбъясните, пожалуйста, про понятия, которые пишутся в Танахе кри (прочтение) и ктив (написание). Почему мы читаем по ктиву? И кто придумал кри и ктив, ведь в Торе сразу было только ктив? М.
Шалом, уважаемый М.!
Разумеется, никто ничего не придумывал, однако и ктив, который, как Вы полагаете, был в Торе изначально, — был там не более, чем кри. Дело в том, что Тору (и в дальнейшем — пророчества Танаха) записывали без огласовок и других дополнительных знаков — только буквы, разделенные на слова и абзацы. Даже разделения на псуким — стихи в Письменной Торе нет. Как правильно читать эти слова, мы знаем только благодаря Устной Торе, которая по традиции донесла до нас как огласовку текста, так и мелодию его чтения (которая передается с помощью своеобразной системы «знаков препинания», довольно сложной).
Существуют целые сборники данных обо всех нестандартных огласовках или знаках чтения, эти сборники содержат также многие другие сведения о тексте. Все это передавалось устно. Самая известная система подобных сведений именуется месора.
Кроме того, Устная Тора передает, в каких случаях кроме обычного прочтения слова, по ктиву, есть еще и альтернативное прочтение его — кри, и именно кри (в соответствии со значением этого слова — «читай») мы произносим вслух (и, как правило, соответственно кри мы учим простое понимание текста — пшат). Эта двойственная форма слова призвана сообщить нам какую-то дополнительную информацию, зачастую имеющую значение и для Закона; иногда из нее выводят правила нравственного поведения. В некоторых случаях пророк, записывая страшные предсказания всевозможных бед, которые должны обрушиться на голову сыновей, непокорных Всевышнему, передает нам устно текст этого же пророчества для чтения. Некоторые особенно страшные слова в этом варианте «смягчены», что призвано научить нас следить за чистотой речи.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «История священного языка»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону