Темы: Смысл творения, Берешит, Сотворение мира, Машиах, Овадья Климовский, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, рав. Возникли несколько вопросов по первой главе раздела Берешит.
1. В какой-то момент (хотя времени до этого момента не существовало) Творец решил речением создать небо и землю… И так — вплоть до человека. А почему? Задам человеческий вопрос: зачем Ему вдруг надо стало? Ведь Он совершенен и не испытывает ни в чем недостатка/избытка, а желание создать что-либо — это ведь уже нарушение равновесия и совершенства. Не понятно.
2. Творец создал человека по образу и по подобию «нашему». Под подобием, уподоблением Творцу мы понимаем максимальную близость к Творцу, которая проявляется в том, что мы стараемся вести себя так, как проявляет себя Ашем в этом мире. Он поступает милосердно, творит хесед, и мы пытаемся, Он обладает гвурой (силой, доблестью), и любому мужчине это качество необходимо и т.д. Но у Творца эти «качества» уже были до момента создания человека, до создания Им ангелов и творений верхнего мира. Но тогда как они (напрашивается и вопрос «к кому?», хотя он бессмысленный) проявлялись, ведь все эти понятия хесед, гвура, рахамим (милосердие) не имеют смысла, когда еще ничего не создано и только Творец — это все, что есть, только Он — единственная реальность. Или просто в Творце есть все-все-все?..
3. Почему за каждый день говорится: «И был вечер, и было утро: день 1,2,…»? Ведь это только полдня… Логичнее, чтобы было написано «и был вечер, и было утро, и был день», ну, или «и был вечер, и был день». А так, вроде, получается, для творения Ашем задействовал только полдня, а остальная половина куда?
И не связанный с главой Берешит вопрос: Говорят мудрецы, что каждое поколение, которое не удостоилось прихода Машиаха, будет судимо, с него спросят за это. Но также говорят, что первые 6 дней творения соответствуют первым 6000 годам и с 6000 по 6999 гг. будет разрушение мира и приход Машиаха, т.е., вроде как, уже предопределено, когда Машиах придет. Где смысл молиться, чтоб он пришел раньше, в чем свобода выбора? Николай
Шалом, уважаемый Николай!
Боюсь, что на Ваши, столь глубокие, сколь и интересные вопросы, я не смогу дать полных ответов, но все же постараюсь по мере сил.
1. В наших книгах, особенно, в трудах Рамхаля, проясняется один очень важный момент: желание означает недостаток, «нехватку». А ведь Тот, у Кого есть все, действительно не может нуждаться ни в чем. И, тем не менее, одно желание может быть даже у Абсолютного. Это — желание делиться с другими, делать добро. Всевышний сотворил человека для того, чтобы щедро наделить творения Своим бесконечным благом.
2. Как сказал однажды рав Нойгершл: «Если бы мы смогли до конца понять Всевышнего, то это был бы уже не Всевышний…» Рав Хаим Воложинер пишет в знаменитой книге Нэфеш а-Хаим, что наши попытки понять Творца могут быть успешными, если речь идёт о Его проявлениях в мире, но никак не о Нём Самом — Его мы не можем даже пытаться постичь. Возможно, в этом ключе и следует рассуждать, чтобы как-то приблизиться к разрешению Вашего вопроса. То есть, качества Всевышнего всегда существуют, однако мы можем говорить о них только в свете их проявления в сотворённом мире. Ваше замечание «просто в Творце есть все-все-все» достаточно исчерпывающе.
3. Очень справедливый вопрос, комментаторы Торы тоже обратили на это внимание. Разумеется, речь идёт о целом дне. Почему же тогда упоминаются только вечер и утро? Простой ответ, который дают комментаторы: и ночь, и день названы по своему началу — ночь начинается с вечера, а день — с утра. Более глубокий ответ дают Ибн-Эзра, Радак и многие другие. Корень ערב (аин-рейш-бет)означает «смешение». Название вечера — эрев — подчеркивает, что с наступлением темноты предметы перестают отличаться друг от друга и даже не сильно знакомых людей в темноте можно перепутать с другими. Тогда как название его противоположности, утра — бокер — образовано от корня בקר (бэт-куф-рейш), означающего «различение». Днём предметы и люди ясно различимы. Таким образом, вместо слов «день» и «ночь» употреблены слова «утро» и «вечер», чтобы подчеркнуть это их различие.
4. У пророка Ишайи (60:22), где речь идет о грядущем Избавлении, сказано: «Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это». Мудрецы в трактате Сангедрин (88а) спросили: как же — «в назначенное время» или «ускорю»? Ведь не нужно ничего ускорять, чтобы оно случилось в назначенное время. И ответили так: «в назначенное время» Машиах придёт, если мы не удостоимся того, чтобы Всевышний ускорил его приход… Следовательно, противоречия нет — мы ждём его каждый день, надеясь на «ускорю», но и «назначенное время» нам тоже известно.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Когда будет конец света?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Натан Авиэзер
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Книга Мишлей»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Почему душа человека стремится к независимости, к утверждению своей свободы? Почему в нас заложена тяга к Творцу, но при этом мы боимся, что такое сближение лишит нас индивидуальности? Короче, почему мы так противоречиво устроены?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону