Темы: Рав Реувен Куклин, Еврейский закон, Еда, Хлеб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос смешноватый… Я знаю, что если видишь хлеб на земле, то надо поднять и положить на возвышение! Так вот, отсюда выходят 3 вопроса:
1) Если поблизости нету возвышений таких, как забор, стена и так далее… Могу ли я положить на дерево, камень?
2) Можно ли, кормя животных, кинуть хлеб на пол (землю)? Ведь они могут не доесть и так оставить!
3) Если я вижу, что кошка ест хлеб, а потом убегает и оставляет его на земле, я должна поднять, не боясь микробов?
А. (13 лет)
Уважаемая А.,
Вы задаёте очень правильный и хороший вопрос (совершенно непонятно, почему Вы называете его «смешноватым»).
В трактате Софрим (3, 18) сказано, что запрещено пренебрежительно обращаться с едой. Раши (Таанит 20 б) объясняет, что, пренебрегая пищей, человек демонстрирует неблагодарность Творцу, Который одарил его этим благом. Есть различные правила, связанные с этим законом.
Одно из таких правил — запрет оставлять еду на земле, если есть опасение, что прохожие её раздавят. В Талмуде (трактат Эрувин 44 б, Бава Мециа 23а) сказано: «Не проходят над (рядом с) едой». Комментирует Раши: «Тот, кто, идя по дороге, находит пищу, не имеет права пройти дальше и оставить её». Из последующих слов Раши ясно, что необходимо поднять эту пищу, чтобы её не раздавили. И так комментируют эту это место в Талмуде многие ришоним (комментаторы ранних поколений).
Из Талмуда ясно, что этот запрет распространяется не только на хлеб, но и на любую пищу. Об этом говорит рабейну Йерухам (Толдот Адам вэ-Хава 16, 5): «Не проходят над едой — имеется в виду, что когда человек идёт по дороге и находит хлеб или другую пищу, ему запрещено покинуть её, а должен он её поднять, чтобы она не осквернилась».
Рабейну Йонатан (объясняя комментарий Рифа на Эрувин 19 б) пишет, что можно также подвинуть еду, которая лежит на дороге, так, чтобы её не раздавили прохожие. Из его слов тоже следует, что пищу, которая лежит там, где обычно люди не ходят, нет обязанности поднимать.
Из Талмуда также следует: если есть опасение, что пища, лежащая на земле, может принести какой-то вред, нет обязанности её поднимать.
От имени рава Эльяшива приводят (Асукей Шматете, Бава Меция 23), что ту пищу, которую обычно не едят (например, хлеб, который выбросили на улицу), нет необходимости поднимать.
Хотел бы добавить, что этот запрет не приводится в Шульхан Арухе, но его приводит Маген Авраам (171, 1) и, вслед за ним, Мишна Брура (11). Однако рав Моше Файнштейн (Диброт Моше, Бава Мециа) считает, что, по мнению Шульхан Аруха, нет безусловной обязанности поднимать еду, которая находится на земле. Это только желательно сделать.
Опираясь на сказанное, перейду к ответу на Ваши конкретные вопросы:
1. Можно положить еду на любое возвышение — дерево, камень и т.п.
2. Можно положить хлеб на пол, чтобы его съели животные (конечно же, в том месте, где нет опасения, что его растопчут).
3. Если можно опасаться заражения (микробов), нет необходимости поднимать хлеб. Более того, даже если нет опасности заражения, по мнению рава Эльяшива, этот хлеб нет необходимости поднимать: ведь его уже не будут есть люди.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Яков Шуб
Есть ли какая-то замена хлебу и маце?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»
Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону