Темы: Гиюр, Рав Реувен Куклин, Неевреи, Раб, Еврейский закон, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМне интересно подробно узнать о законе, когда раб еврея (нееврей) получает свободу и становится евреем. Что это за закон? И где мы видим отражение такой алахи? N.
Уважаемый N.,
Когда еврей покупает раба-нееврея, раб должен пройти процедуру, похожую на гиюр, которая включает в себя обрезание, окунание в микву и принятие на себя обязанности выполнять законы Торы. Таким образом, раб становится в какой-то степени евреем — он обязан выполнять те заповеди, которые обязана выполнять женщина (заповеди, для исполнения которых не установлено точного времени). Такой раб в талмудической литературе называется кнаанейским рабом (эвед кнаани).
«Кнаанейский раб» не обязательно должен быть кнаанейцем по рождению, может вести своё происхождение от разных народов. Он называется кнаани потому, что Ноах проклял Кнаана, сказав: «Раб рабов будет он у братьев своих» (Бэрейшит 9, 25).
РАМБАМ (Маймонид) пишет (Законы о рабах 8, 13), что вся упомянутая процедура должна происходить по желанию раба. Если раб не желает, хозяин может в первый год оставить его у себя — в надежде, что в дальнейшем сможет уговорить его пройти эту процедуру. Если же раб и тогда не захочет, хозяин не может оставить его себе, он обязан продать раба нееврею.
Хозяину предписано вести себя с рабом милосердно. Сказано в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 267, 17): «Проявление благочестия и путь мудрости — чтобы человек был милосерден и не отягчал ярмо раба, и не притеснял его, и чтобы кормил и поил его от всех блюд и напитков, и не унижал его — ни рукой, ни словами, и не умножал крики и гнев, но говорил с ним спокойно и выслушивал его доводы».
В талмудической литературе упоминаются рабы различных таннаев (мудрецов Мишны) и амораев (мудрецов Талмуда). Самый известный из них — Теви, раб Раббана Гамлиэля. Мишна (трактат Сукка 20, 2) сообщает, что Теви был талмид-хахамом (мудрецом, знатоком Торы) и изучение Торы было настолько важно для него, что он готов был спать под кроватью в сукке Раббана Гамлиэля, чтобы услышать беседу мудрецов. Когда Теви умер, Раббан Гамлиэль скорбел о нём так, как если бы тот был его сыном (Талмуд, трактат Брахот 16 б). В книге Коэлет Яаков от имени Аризаля приводится, что Таби был гильгулем (одним из воплощений) персидского царя Кореша (Кира).
Когда хозяин освобождает раба, тот становится полноценным евреем и обязан выполнять все заповеди Торы, как любой другой еврей.
В Шульхан Арухе (Эвен а-Эзер 4, 20) приводится интересный закон — если мамзер женится на кнаанейской рабыне и у него родятся дети, дети будут считаться рабами. Если же хозяин освободит этих детей, то они станут евреями, которые не будут считаться мамзерами. Этот способ дает мамзеру возможность «очистить» своих детей от мамзерства.
В наши дни законы о рабах обычно не применяются, поскольку во множестве стран мира рабство запрещено, а Талмуд утверждает (Нэдарим 28а), что законы (имущественное право) того государства, в котором живут евреи, распространяются и на евреев.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Кто такие мамзеры?
Рав Ефим Свирский
Заповеди для всего человечества.
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Ашер Кушнир
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
И был на всей земле один язык и слова одни
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что говорит еврейское законодательство?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону