Темы: Гилель Инджи, Самоубийство, Убийство, Масада
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПодскажите, как расценивается в соответствии с Торой поступок массового самоубийства осажденных крепости МАСАДА, как героизм или как убийство? Спасибо.
О другом случае самоубийства, который обсуждают мудрецы, рассказывает гмара в трактате Гитин (57). Это было во времена римского владычества. Четыреста еврейских детей, мальчиков и девочек, были взяты в плен «на позор» — для продажи педофилам, выражаясь современным языком. Они знали, какая судьба их ожидает, поэтому прыгнули — все — в море и утонули.
О подобных случаях есть несколько мнений. Некоторые галахические авторитеты полагают: если человек убивает себя из страха перед мучениями — идолопоклонники, в соответствии со своим законом, сначала пытали приговорённых к казни и лишь затем казнили — это не считается нарушением запрета намеренного самоубийства. А царь Шауль уже знал, что погибнет — ведь пророк Шмуэль, к которому царь обратился с помощью женщины, вызывающей мёртвых, сказал ему: «Завтра же ты и сыновья твои (будете) со мною» (Шмуэль I 29, 19). В этом случае для него было предпочтительно покончить самоубийством, чем подвергаться издевательствам плиштим. Но человеку, у которого не исчезла надежда на спасение, запрещено убивать себя.
Другие полагают: если евреев принуждают совершить одно из трёх самых страшных преступлений или — если это происходит би-шеат а-шмад («в час истребления») — даже самое незначительное нарушение Еврейского Закона, то убить себя, чтобы не совершить преступления, — обязанность. Это верно в том случае, если евреи опасаются, что их смогут принудить к преступлению с помощью пыток, что они не выстоят.
О каких самых страшных преступлениях идёт речь? Об идолопоклонстве, разврате и кровопролитии. По закону, если еврея принуждают совершить одно из этих преступлений под страхом смерти, ему следует пойти на смерть, но не на преступление. Шеат а-шмад — время, когда еврейский народ уничтожают духовно, «час (духовного) истребления». В такое время и под страхом смерти нельзя допустить даже самое незначительное отступление от Еврейского Закона. Закон требует пойти на смерть, но не нарушить даже самую «малую» заповедь.
Поэтому дети, о которых рассказано в трактате Гитин (57) бросились в море, чтобы их не принудили к разврату, и царь Шауль пал на свой меч, чтобы плиштим не принудили его к идолопоклонству. Таково мнение Рабейну Тама, Ритва, и см. об этом книгу респонсов (ответов на галахические вопросы) Хаим Шаауль (46).
Существует и третье мнение: даже если человек боится, что пытками его принудят совершить преступление, он не должен убивать себя: ведь «тому, кто хочет очиститься, помогают (Свыше)» — может быть, ему удастся выдержать пытки. Таково мнение Мааршаля (рабби Шломо бен-Йехезкель-Лурия).
Теперь обратимся к Вашему вопросу.
В галахических книгах нет упоминаний о самоубийстве защитников Мецады. В исторических книгах говорится, что в конце восстания против римлян около тысячи евреев оборонялись в крепости Мецада. Через несколько месяцев осаждавшие ворвались в крепость и увидели, что евреи подожгли изнутри все строения и, таким образом, предпочли самоубийство римскому плену.
В соответствии с мнениями галахистов, изложенными выше, можно сказать: евреи боялись, что не выдержат мучений в римском плену и будут принуждены к идолопоклонству. Многие галахические авторитеты полагают, что в этом случае в шеат а-шмад, в пору духовного истребления, разрешено убить себя, чтобы избежать нарушения Торы и заповедей.
Однако в любом другом случае намеренное самоубийство запрещено, даже из страха перед пытками и мучениями.
Гилель Инджи
Читайте: История еврейского народа
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Пленники снова отправились в изгнание.
Авраам Коен
Неизвестный автор
Видна удивительная панорама Мертвого моря. Чуть ближе к нам, под склонами Масады виднеются следы римского военного лагеря, стоявшего в осаде под Масадой в течение ок. 3-х лет.
Неизвестный автор
Крепость Масада (Мецада) находится на вершине скалы в Иудейской пустыне. Скала возвышается на 450 м над уровнем Мертвого моря и со всех сторон окружена практически отвесными склонами. Лишь несколько узких и довольно сложных троп ведут на вершину, к крепости.
Арье Парнис
Авраам Коен
Неизвестный автор
Такой «лунный пейзаж» можно наблюдать во многих районах Иудейской пустыни, и, в том числе, в окрестностях Масады.
Неизвестный автор
Фото сделано с берегов Мертвого моря. Вдали видна неприступная скала, на вершине которой нахоидтся крепость Масада (ивр. מצדה, Мецада́ — «крепость»). Этот древний бастион построен ок. 2-х тысячелетий назад у юго-западного побережья Мёртвого моря.
Авраам Коен
Неизвестный автор
Насыпь, которую соорудили римские войска для штурма еврейской крепости Масады (Мецады).
Неизвестный автор
Вид с крепости на долину, где виднеются границы римского лагеря. Крепость находится на вершине скалы, а лагерь римлян почти 20 столетий назад стоял у ее подножия в течение примерно 3-х лет. Именно столько длилась осада неприступной Масады.
Неизвестный автор
Известняковые породы в скале образовали причудливый рисунок.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону