Темы: Рав Реувен Куклин, Каббала, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер, уже несколько лет каждый раз, как слышу слово Каббала, появляется сильное желание прочитать.
Я слушала, что это «закрытое» знание (несмотря на продающиеся книги).
Подскажите, пожалуйста, что можно читать в соответствии с традицией? Очень интересно, почему такой запрет существует? Судя по услышанному, аналогичные практики (например, дыхательные) есть и в йоге, и в Ци Гун?
Татьяна, Москва
Уважаемая Татьяна!
Каббала — это «закрытая» часть Торы, которая говорит о тайнах сотворения мира и о том, как Всевышний руководит миром. У йоги и других учений нет сходства с Каббалой.
Эта часть Торы не записана «открыто», и её также не передают открыто, как Устную Тору. Традиции Каббалы учитель (рав) передаёт только ученику, достойному их принять, с глазу на глаз, «из уст в ухо». Поэтому эта часть Торы называется кабала — от слова лэкабэль — принимать: знания ученик принимает непосредственно от учителя.
Как Вы справедливо замечаете, Каббалу разрешено учить не каждому. К изучающему Каббалу предъявляются следующие требования: он должен прекрасно знать открытую часть Торы (Танах — Священное Писание, Талмуд, Шулхан Арух — свод законов, и т.д.) и очень строго соблюдать Закон. Один из великих каббалистов рабейну Хаим Виталь в своей книге Шеарэй Кдуша («Врата Святости», предисловие к Шаар а-Акдамот, а также третье предисловие к книге Эц Хаим — «Древо Жизни») пишет, что Каббалу разрешено изучать только тому, кто «наполнил чрево» Шестью Разделами (Мишны и Талмуда) и трудами законоучителей. Об этом же пишут и другие великие каббалисты — рабби Моше Кордоверо в книге Ор Нээрав (2, 6; 3, 1) и а-Шло (Рабби Йешая а-Леви Горовиц — Асара Маамарот 29 б). Таков же и закон в Шулхан Арухе — Своде еврейских законов (Йорэ Дэа 246, 4, и см. комментарий на это Виленского Гаона — Беур а-Гро).
В книге Мишлей (Притчи — 25, 2) говорит Царь Шломо (Соломон): «Слава Б-жия — таить дело…». Объясняет каббалистическая книга Зоар (раздел Эмор 105, 2): «Не позволено человеку открывать вещи тайные, потому что они не затем были переданы, чтобы открывать их. Это вещи, которые скрыл Тот, Кто Древен Днями (Всевышний)», и это вещи, которые Он передал втайне. И было бы неуважением к Всевышнему, если бы мы открыли их. И, кроме того, что есть в этом, не дай Б-г, неуважение к Всевышнему, есть в этом и пренебрежение к самой этой части Торы. Ведь мы видим, что в этом мире дорогие вещи хранятся в особых местах, например, драгоценным алмазам место только в царских дворцах, и было бы непочтением к ним, если бы мог до них дотронуться каждый. Так же и глубокие вещи — было бы непочтением к ним, если бы каждый мог ими заниматься.
Кроме того, запрещают учить Каббалу человеку, недостойному этого, из-за особой тонкости и глубины этой мудрости. А в очень глубоких вещах, трудных для восприятия человека, не подготовившего соответствующим образом свой мозг, очень легко ошибиться. Если же человек поймёт эти вещи неправильно, он может приобрести воззрения, противоположные тем, которые предписывает нам Тора.
Талмуд в трактате Хагига (14 б) рассказывает о четырёх великих мудрецах, которые вошли в Сад (Пардэс — так называется изучение скрытой части Торы). Это были Бен-Азай, Бен-Зома, рабби Элиша бен-Абуя и рабби Акива. Бен-Азай умер, Бен-Зома сошёл с ума, рабби Элиша бен-Абуя стал отступником, рабби Акива вышел с миром. Отсюда ясно, что даже для великих раввинов изучение Каббалы может быть опасным, если учить её без соблюдения соответствующих правил.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Каббала! Каббала?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
«Оцарот»
Руах а-кодеш в наши дни — это искра от пророчества, бывшего в древности. Его непременным условием является знание Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону