Темы: Сотворение мира, Еврейский календарь, Месяц Тишрей, Месяц Нисан, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Рош а-Шана даф 12а написано, что хохмей исраэль считают, что мир был создан в ниссане, а не в тишрее (то же пишет Раши и Тосфот). Кроме того, биркат а-хама, которое говорят раз в 28 лет (кстати, в этом году) тоже говорят в ниссане (т.е, согласно галахе солнце было создано в ниссане).Так когда был создан мир? И если он был создан в ниссане (а точнее, в адаре), почему Адам был создан только через полгода? Заранее спасибо.
Шалом! На самом деле существует спор на эту тему: рабби Элиэзер считает, что мир сотворен в Тишрее, а рабби Йеошуа – что в Нисане. Отделить сотворение человека от шести Дней Творения никто и не пытался – это невозможно, так как Тора очень ясно пишет об этом: человек сотворен на шестой день. Каждый мудрец объяснит это в соответствии со своей системой – в Нисане это было, или в Тишрее.
Проблема, поставленная Тосафот (27а), в другом – как Вы правильно отметили, принято мудрецами, что мир сотворен в Нисане, а некоторые тексты молитв на Рош А-шана и Йом Кипур составлены, как будто бы, в соответствии с мнением рабби Элиэзера. Там упоминается о связи Судного дня и Творения Мира. Тосафот объясняют, что за полгода до физического Творения произошло творение другого порядка, – то, что называется «Ала бемахшава». Такое выражение по отношению к Творцу надо использовать очень аккуратно, поскольку перевод его, как правило, искажает смысл. Можно понять это как «принято решение». То есть, и по мнению рабби Йеошуа, месяц Тишрей имеет прямое отношение к Творению – только в духовном плане.
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Окончание Адара, 20 Адара, Парашат Пара Адума, Парашат аХодеш
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»
Рав Яков Шуб
Когда это благословение произносят в Южном полушарии?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «От Песаха до Шавуота»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Заповеди из «Книги заповедей» Рамбама, относящиеся к Песаху
Рав Бенцион Зильбер
Когда было сотворено солнце?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону