Темы: Провидение, Реувен Куклин, Свобода выбора, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Скажите, пожалуйста, если у человека свобода выбора, человек выбирает, что ему делать, что покупать, и всё построено на свободе выбора, то где тут управление Б-гом? Как понять, что Творец всем управляет? Заранее благодарен, Лев
Уважаемый Лев!
Вы совершенно правы — у человека есть свобода выбора, как свидетельствует об этом Тора (Дварим 11:26—28): «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, которые Я заповедую вам сегодня. А проклятие — если не послушаете заповедей Б-га, Всесильного вашего, и сойдёте с пути, который Я указываю Вам сегодня, и пойдёте за богами чужими, которых вы не знали». И сказано (Дварим 30:19): «В свидетели призываю Я на вас сегодня небо и землю — жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятье, — избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твоё». Рамбам (Законы раскаяния 5:3) утверждает, что свобода выбора — это основа всей Торы, поскольку без этой основы невозможно было бы приказать человеку что-либо делать, и невозможно было бы также наказать его за невыполнения воли Б-га.
Однако если мы вдумаемся в слова приведённого стиха, то увидим, что не во всём есть свобода выбора. Сказано (Дварим 30:15): «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло». Из этого стиха мы видим, что нам дана возможность выбрать только добро или зло. У нас нет свободы выбора, что купить, что съесть, куда пойти гулять, если при этом мы не выбираем добро или зло. У большинства людей подавляющая часть всех действий не связана прямо с выбором добра зла. Этого было бы достаточно, чтобы у Б-га была «возможность» править миром.
Однако даже в тех действиях, в которых у нас есть свобода выбора, Б-г правит миром. Более того, невозможно сделать никакого действия, которое бы выходило за рамки воли Б-га. И, несмотря на то, что в то время, когда грешник совершает грех, нам кажется, что он делает что-то против воли Всевышнего, в конце концов, нам откроется, что даже действия грешника вели к исполнению воли Б-га [1] .
Рамхаль (Даат Твунот) говорит, что в этом мы можем наилучшим образом видеть единство Б-га, его неоспоримую власть над всем.
Ийов (37:12) говорит: «И совершает Он обороты по Своему умыслу, чтобы они исполняли всё, что повелит им, на лице обитаемой земли». Из слов Ийова мы учим, что весь мир подобен кругу. У каждого из нас есть свобода выбора, пойти направо, выполнить заповедное нам Б-гом, и, за это получить награду, или пойти налево, не выполнять заповеданного нам Б-гом, и, за это получить наказание. Однако, подобно тому, как два человека, идущие по кругу, один направо а другой налево, — в конце концов придут в одно и то же место, — точно так же действия того, кто исполняет волю Б-га, и действия того, кто Его волю не исполняет, в конце концов приведут к исполнению воли Б-га.
Из всего сказанного следует, что наличие у человека свободы выбора не противоречит власти Б-га над миром.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Даат Твунот
Тема Свобода выбора и предопределенность
[1] Виленский Гаон говорит, что «тов» (добро) — это явное добро, а «ра» (зло) — это неявное добро.
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ашер Кушнир
Рав Захария Матитьяу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Зеев Гершензон
Зачем думать над тем, что хорошо, что плохо и почему?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону