Темы: Рав Реувен Куклин, Талмуд, Суд, Загробная жизнь, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПо ссылке: /rus/articles/art/3668 . Это ответ р. Куклина. Там говорится, что говорят мудрецы: когда человек после смерти попадает на небесный суд, его, прежде всего, спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы.
А пятьсот раз слышал, что первый вопрос, вел ли человек свои дела честно... Ну и как это все между собой вяжется? Нет ли противоречия? Откуда человек может вообще знать, что первым делом у него спросит Вс-вышний, который, кстати, и так все знает?
Александр
Уважаемый Александр!
Есть два места в словах мудрецов, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. В трактате Сангедрин (7а) говорится, что прежде всего человека судят за изучение Торы, а в трактате Шаббат (31а) – что прежде всего спрашивают человека, насколько честно он вёл свои дела.
Для того чтобы согласовать какие-либо противоречия в изречениях, нам сначала необходимо понять, о чём в точности говорит каждое из этих изречений. Разобраться в этом нам может помочь тот контекст, в котором приводится одно из них.
Известно, что Устная Тора (Мишна, Талмуд) делится на 6 основных разделов («сдарим»):
В трактате Шаббат утверждается, что в словах пророка Йешаягу (33:6) есть намёк на эти разделы. «Зераим» сопоставляется там с верой (поскольку для выполнения заповедей, связанных с земледелием, например, заповеди о седьмом годе, заповеде о трумот и маасрот, требуется особенно крепкая вера). После этого приводится выражение Рава, что, когда человек предстаёт после смерти перед высшим судом, его, прежде всего, спрашивают, вёл ли он свои дела честно (с верой), а после этого спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы.
Объясняет Виленский Гаон (основываясь на контексте высказывания Рейш Лакиша), что судят, насколько хорошо человек учил все 6 разделов Торы. И это можно понять из того, как выученное выражается в его действиях (Тора – от слова ораа – наставление, без намерения воплотить то, что изучено, в действие учёба не имеет ценности, см. Иерусалимский Талмуд 1:2). Поэтому прежде всего человека спрашивают о первом «разделе» Торы, разделе веры, в какой мере он вёл свои дела «с верой», а затем спрашивают о втором «разделе» – «Время», в какой мере он освящал различные времена в своей жизни, и это, в первую очередь, выражается в выделении постоянного времени для изучения Торы и т.д. (см. там, какие вопросы задают по другим «разделам»).
Выходит, что между двумя высказываниями мудрецов нет противоречия, из обоих следует, что прежде всего человека судят за то, как он учил Тору, однако одно высказывание (Сангедрин 7а) сообщает об этом в общей форме, а второе (Шаббат 31а) детализирует, каким образом судят человека за изучение каждого «раздела» Торы.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону