Темы: Страдания, Награда, Душа, Будущий мир, Ган Эден, Рай, Молитва, Смерть, Жизнь, Ангелы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Уважаемые Раввины!
Страшный случай недавно произошёл с пятилетним ребёнком в Костроме, вся страна переживала о произошедшем. А ведь таких жертв в детском возрасте, оказавшихся в руках маньяков, оказывается очень много.
С точки зрения веры — как успокоить свою душу и думать, что эти несчастные детские души уже в раю? И какую молитву прочитать, чтобы это было так? N.
Здравствуйте, N.!
Разумеется, невозможно с Вами не согласиться, что это ужасно — и конкретный случай в Костроме, и феномен в целом — и не присоединиться к Вашему крику души.
Что же касается отношения к этому с точки зрения веры, думается, Вы правильно его опредилили: эти детские души уже в Небесном Эденском саду.
Либо их пребывание на этом свете — гораздо более короткое, чем обычно, — гильгуль, возвращение в этот мир душ людей, уже проживших свою жизнь здесь, но не сумевших что-то исправить в духовном плане. Так они получили возможность «довершить» это исправление. И, завершив таким образом свою миссию, их души могут перейти туда, где им будут предоставлены все блага того мира, для получения которых они были созданы.
Либо таких детей, которые так и не получили шанс стать взрослыми в этом мире и выполнить какую-то миссию, Б-г изначально создал с душой иного типа. Для нее высшее блаженство — не награда за выполнение миссии в этом мире, которая поэтому ценится как личное достижение, а само существование и наслаждение близостью к своему благодетелю: в этом мире — к родителям, а в Будущем — к Б-гу. Вот она туда и попала напрямую. И там стала — как ангел, который тоже был создан без свободы выбора и возможности совершенствовать выбором свою душу, но с изначально чистой душой, для которой сама близость к Б-гу и есть высшее наслаждение. Неслучайно ангелы представляются человеку в виде детей — в этом плане они действительно схожи.
Хотя, конечно, трудно принять это как полноценное объяснение случившегося, и мы естественным образом должны содрогаться от одной только мысли о гибели невинных детей. И, конечно, если жизнь этих детей или уход из нее был отягощен страданиями, за это им полагается особая компенсация.
Таким образом, как раз вера дает нам основания считать, что Б-г о них позаботится и они не останутся в чем-либо обделенными.
Разумеется, это никак не оправдывает тех, кто совершил в их отношении ужасные преступления: с ними тоже разберутся по справедливости, если не люди, то Сам Б-г.
Что касается молитв за души этих детей — конечно, можно молиться за любое благо. Только у нас обычно не просто молятся за души умерших, а действуют в этом мире — выполняют заповеди и благие дела — и в заслугу этого просят Б-га о благах для душ умерших. О «подъеме» этих душ (илуй нэшама) на более высокую ступень в Ган-Эдене и достижении более высокого уровеня награды.
Парадокскально, но более сложен вопрос в отношении тех детей — да и любых невинных людей, — которые, претерпев издевательства и страдания, не умирают, а остаются в живых: как им после этого жить с полученной травмой, с нанесенной им глубокой раной?
Но здесь надо отметить, что жизнь любого человека неидеальна — у каждого из нас есть свои страхи, комплексы и т. д., трудно найти человека, у которого в этом плане все идеально чисто. И значительная часть этого «багажа» приобретается уже в детстве. Жизнь начинается именно с того момента, когда человеку трудно, а то и невозможно идеальным образом справиться с напором суровых реалий и избежать их пагубного влияния на свою душу. Но именно так Б-г устроил мир.
Похоже, потому, что наша цель — не просто идти по этой жизни налегке, а именно преодолевать всевозможные препятствия, включая глубокие травмы и фобии, давно ставшие почти частью самой нашей сущности, «встроенным» бременем, затрудняющим путь. Именно за такое преодоление мы получим награду. А поскольку идеально справляться в этом плане очень трудно, Б-г будет судить каждого по справедливости — по ситуации и приложенным усилиям.
Он пожелал, чтобы Ему служили люди всевозможных типов, находящиеся на самых разных уровнях — и у каждого свои трудности и вызовы. И каждый шаг в правильном направлении, каждый верный выбор — неважно, совершается ли он в святом храме или в криминогенных трущобах, — возвышает душу человека и дает ей заслугу. И тогда, наоборот, всё дополнительное бремя ран и травм дает дополнительные «очки» тем, кто шел вопреки им. Как говорят мудрецы (Авот 5:23), «по страданиям и награда».
Да удостомся ее мы все.
С уважением, Меир Мучник
Рав Берл Набутовский
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Рав Реувен Куклин
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону