Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое духовное потомство?

Темы: Потомство, Испытание, Гиюр, Идолопоклонство, Земля Израиля, Природа, Авраам, Вавилон

Отложить Отложено

Здравствуйте, хорошо, что вы есть! Вопрос 1: что такое духовное потомство? (Авраам, если я правильно понял комментарии раввинов, родоначальник не только физического народа, но и духовных его последователей).

Из этого вопрос 2: какие действия Авраама следует совершать нееврею, чтобы быть его духовным потомком? Павел

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Павел!

Потомство человека — это люди, которые являются его «продолжением». Разумеется, самый простой вариант — физическое, биологическое потомство. Которое при этом может продолжать его духовный путь, но необязательно.

Но действительно бывает и потомство не физическое, а чисто духовное. Разумеется, оно может быть таковым, только если будет продолжать духовный путь человека. Самый простой пример — ученик, перенявший у учителя знания, мастерство, продолжатель его дела и школы и т. д.

В применении к Торе этот принцип выводят из стиха в книге Бемидбар (3:1): «А вот потомки Моше и Аарона…» — далее перечисляются только сыновья Аарона, но они считаются также потомками Моше. Отсюда мудрецы (Санхедрин 19 б) делают вывод: тот, кто обучил сына ближнего Торе, — как будто сам является его отцом.

Что касается Авраама, то его потомством действительно считаются не только евреи, произошедшие от него биологически, но и другой тип евреев — прозелиты. Люди, родившиеся неевреями, но принявшие иудаизм, пройдя гиюр.

Почему они считаются его духовными потомками? Потому что идут по пути, который проложил он.

Он не родился евреем — он им стал. Родился Авраам в семье идолопоклонников, такими были тогда большинство людей. Те люди утратили прямую связь с Б-гом и поклонялись только различным могущественным силам, которые Он создал: ангелам, созвездиям, силам природы, таким, как огонь и ветер, даже людям, которым сопутствовала удача, а значит, было в них нечто «божественное». Все это было людям более близко, ощутимо и понятно, чем «какой-то» Высший Б-г, Которого невозможно увидеть.

Но Авраам открыл именно Высшего Б-га. После того, как провел долгое время в темнице, а потом вышел и взглянул на мир свежим взглядом. Сначала увидел потрясающий рассвет, испытав те же чувства, что выразили потом Григ и Равель, поразившись мощи солнца. Но потом — закат, когда луна сменила солнце, а потом снова рассвет, когда власть вновь перешла к солнцу. И тогда понял, что ни одно из этих светил и прочих сил не является божеством, а есть лишь один Б-г, Господствующий над ними, они лишь отражают и передают Его мощь и великолепие. И с этим Б-гом установил связь и личные, близкие отношения, без идолов-посредников.

Авраам также стал делиться своими идеями с окружающими. Эти идеи оказались слишком радикальными и бунтарскими для того общества, но Авраам отстаивал их и под угрозой сожжения. Из огня Б-г его чудесным образом спас, но велел покинуть общество, не готовое к его идеям, — уйти из Вавилона в Землю Израиля и там основать новый народ (Берешит 12:1-2).

Это был непростой шаг: оставить свою страну и отчий дом, переехать в туда, где у тебя нет никого. Даже сегодня эмиграция трудное дело, тем более — в прошлом, когда и транспорта не было, и различных социальных служб и пособий в новой стране. Тем более что Б-г даже не открыл Аврааму сразу, куда именно ему идти — тот сам должен был заняться поиском и найти правильное место. Прийти к нему не прямым, а извилистым путем, испробовав много направлений, чтобы по-настоящему оценить достигнутое.

И Авраам через всё это прошел, пока действительно не нашел свое место — и духовно, и физически, где сумел по-настоящему приблизиться к Б-гу и произвести себе подобное, уже биологическое потомство.

А также — проложил путь всем людям, которые в будущем родятся в нееврейском мире, но откроют для себя единого Б-га и пожелают достичь такой же близости и любви к Нему, как еврейский народ. Им будет дано пройти тот же путь — покинуть свой прежний мир и присоединиться к еврейскому. Найти силы для преодоления тех же трудностей. Поэтому мудрецы говорят (Хагига 3а): Авраам тхила лэ-герим — Авраам, по сути, был первым «прозелитом», проложившим путь остальным.

В этом плане они и являются его духовными потомками, и поэтому, когда их, например, вызывают к Торе, то называют бен-Авраам — в духовном плане каждый из них считается сыном Авраама.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Наш наследный удел 20. Тяга к земле

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.

История еврейского народа 3. Конец Вавилонской империи

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Вавилонское пленение. Цари Вавилонии


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше