Темы: Предназначение, Время, Еврейский закон, Талмуд, Изучение Торы, Смерть, Жизнь, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Прочитал на Вашем сайте статью «Что такое Талмуд?», в конце статьи скопировал несколько строк, это и будет мой вопрос:
«Изучение Талмуда обычно включает в себя изучение многих книг, написанных о Талмуде мудрецами всех поколений, начиная с гаонов, ришоним, ахароним (поздних комментаторов — “последних”) и кончая мудрецами наших дней».
Уважаемый Рав, за время существования иудаизма, особенно — с началом книгопечатания, было выпущено, наверное, не меньше, чем несколько десятков тысяч прекрасных и мудрых книг! Ведь, наверное, не хватит жизни человеческой, чтобы выучить литературу только по комментариям к Талмуду. А остальная литература?
Как же молодые евреи, ученики ешив с этим справляются?
И последнее: вот прожил молодой еврей долгую (дай Бог!) жизнь, прочёл и изучил несметное количество духовной иудейской литературы, всю жизнь и учил, и учился и… умер в глубокой старости. И что, все знания пропали? И никогда больше не пригодятся? Или душа будет помнить всё?
Спасибо заранее за ответ. Анатолий
Здравствуйте, Анатолий!
Этот вопрос я задавал себе, когда начал изучать Талмуд и перед моими глазами открылось несметное богатство мудрости, оставленное предыдущими поколениями. Как человек, — спрашивал я себя, — пусть даже со способностями, может освоить эту сокровищницу?
Каким образом человек способен охватить, пусть даже мимолётно, всё разнообразие и широту знаний, от углублённости в мельчайшие детали Закона — до тончайших нюансов талмудических дискуссий?
А ведь существует ещё целый океан галахической литературы (посвященной изучению Галахи — еврейского Закона), начиная с Рамбама (если начнем изучение именно с его трудов), Шульхан Аруха и целой плеяды гениальных комментаторов к ним. Не говоря уже о позднейших объяснениях и уточнениях.
На это я бы ответил с помощью примера: ребенок, который, ещё только ползая, ещё только учась ходить, не задаёт вопрос, как он освоит тот безмерный мир, который его окружает. Мир кажется младенцу огромным, хотя о его истинной необъятности он и представления не имеет. Это его не заставляет сдаться, наоборот, как раз эта необъятность побуждает его к исследованию.
Познавая мир, ребёнок учится ходить, и, по мере роста, его возможности и «охват» стремительно расширяются. Ещё недавно непонятный калейдоскоп явлений вдруг обретает логичный и ясный порядок, внутреннюю связь. Более того, оказывается, чем сложнее лабиринт открывающихся жизненных реалий, тем быстрее и глобальнее становится способность постигать.
Чтобы познать вещи и явления, ребенку уже не нужно ощупывать их рукой, его ум вполне созрел, чтобы заглядывать в скрытые, невидимые «уголки» реальности. Он учится обобщать, сопоставлять явления, классифицировать, отделять главное от второстепенного.
Язык и мозг его изощряются так, что он мгновенно видит суть в, казалось бы, не связанных друг с другом явлениях. Он подспудно и сознательно вырабатывает для себя принципы исследования вещей и умеет выхватить из хаоса закономерность. Так ребёнок становится взрослым человеком.
Похожим образом обстоит дело и с изучением Торы. Сначала человек лишь учится плавать в этом море. Прежде — на мелководье. Потом заходит всё глубже. Он осваивает язык Гмары, начинает постигать, как проблема обретает структуру и какими методами она разрешается.
Человек учится понимать ход дискуссии мудрецов, улавливает суть развития темы. Он обращает внимание на подводные камни и задаёт вопросы, чтобы открыть потайные дверцы, ведущие в подразделы основной темы.
Куда бы он ни отправился, какой бы проблемой ни занялся, ученик увидит, что везде ему помогают многовековые усилия поколений мудрецов, бывших до него. Они помогают уловить ускользающие оттенки смысла, правильно соотнести доводы сторон, ухватить основную линию компромисса, чтобы, в конце концов, широкая мощная река логики и глубинного смысла осторожно и мягко вынесла его в уютную гавань вырисовывающегося Закона.
Таким образом, обширнейшая и кажущаяся необозримой литература многих поколений мудрецов Торы предназначена не для того, чтобы запутать или привести в отчаяние изучающего Тору. Напротив, она — набор вспомогательных инструментов, путеводителей, штурманских карт и схем расположения талмудических «рифов».
Более того, труды мудрецов создают объёмную картину, восполняют утраченные раритеты, высвечивают затёртый рисунок талмудического исследования и, в конечном счёте, возвращают нас к видению первоначального, заглушённого временем и долгим пребыванием в Галуте (изгнании), замысла Торы.
Каждый — по своей теме, каждый — на своём направлении и с собственной цепочкой передачи данных от поколения к поколению, уходящей вглубь тысячелетий.
К этому многое можно было бы добавить, но ограничусь этим наброском.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Реувен Куклин
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Зеев Урман
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Моше Шапиро
Суть существования как длительности — находиться между началом и завершением или идти от начала к завершенности
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону