Темы: Благословение коэнов, Коэн, Храм, Мидраш, Заповеди, Талит, Шхина, Ангел, Имя Творца, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Какие есть комментарии и объяснения того, как коhены складывают пальцы при благословении?
Это галаха (закон) или обычай? В чем смысл? Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за Ваш вопрос.
Действительно любопытно: а что скрывается там, за талитом коэна? В чем тайна этих рук, которые мы никогда не видим, разве что на старых могильных камнях еврейского кладбища?
Отправляемся в путь. Наша цель — проникнуть в сокровищницу Торы и прикоснуться, хотя бы совсем чуть-чуть, к загадке потомков Аарона.
В чем предназначение коэнов?
Откроем Хумаш. В разделе Насо читаем, как Всевышний обращается к Моше: «Говори Аарону и сынам его следующее: так благословляйте сынов Исраэля, говоря им: Да благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит Господь тебя лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и доставит тебе мир!» (Бемидбар 6:23-26).
Мидраш (Бемидбар Рабба 11:2) рассказывает, что народу эта идея не понравилась: «Властелин мира, коэнам Ты говоришь благословлять нас? Не нужно нам их благословение, а только Твое!». Ответил Всевышний: «Хоть и сказал Я коэнам благословлять вас, вместе с ними стою Я, и Я благословляю вас».
Поэтому, продолжает мидраш, протягивают коэны руки, как бы говоря: «Святой, Благословен Он, стоит за нами». И об этом сказано в Шир а-Ширим («Песни песней») царя Шломо (2:9): «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому; вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь решетки». Что значит «заглядывает в окна»? — Между плечами коэнов. Что значит «засматривает сквозь решетки»? — Между пальцами коэнов.
Этот мидраш сообщает нечто очень важное: благословение — от Б-га, коэн — только посредник. Теперь можно понять, что «делают» руки коэна: они «проводят» Б-жественное благо в этот мир, как сказано (Бемидбар 6:27): «Да произнесут (буквально: “возложат”) имя Мое над сынами Исраэля, и Я благословлю их».
С чем связано особое расположение пальцев коэна в момент благословения?
Тур (Орах Хаим 128:12) приводит слова своего отца, Рабейну Ашера (Рош): «Раздвигают (коэны) пальцы… так, чтобы образовалось пять отверстий: между двумя пальцами (мизинец и безымянный) и двумя пальцами (средний и указательный), между (вторыми) двумя и большим пальцем, между большим и большим (второй руки) пальцами, между большим и двумя, между двумя и двумя; чтобы исполнить сказанное: “засматривает сквозь hа-хараким (решетки)”».
Букву «hэй» — определенный артикль при слове «hа-хараким» — Рош толкует в ее цифровом значении — 5. Это пять отверстий между пальцами коэна. На них намекает стих из Песни Песней (см. выше).
Есть и другие объяснения
Бейт Йосеф приводит от имени Шиболей а-Лэкет (раби Цидкия бен-Авраам, Италия, 13 в.): раскрытые пальцы — знак того, что страх перед Шхиной (Б-жественным присутствием) охватывает коэнов. Их руки подобны рукам человека, замершего от страха.
А Рабейну Йона в «Шаарэй а-Авода» сравнивает коэнов, удел которых — служить в Храме, с ангелами-служителями. Там сказано, что коэны раскрывают пальцы так, чтобы на каждой руке получилось по три «крыла». Подобных крыльям шестикрылых ангелов у пророка Йешаяу (6:2): «шесть крыльев у каждого».
Различные обычаи расположения пальцев при благословении
Описанный у Тура и в Шулхан Арухе обычай расположения пальцев (см. выше) — наверное, наиболее распространенный сегодня, но не единственный.
Некоторые комментаторы полагают, что коэны «писали» пальцами одно из Имен Всевышнего. Так, Маари Абуав (приводится в Бейт Йосеф 128:12) свидетельствует об общинах, в которых изображали Имя Шин-Далет-Йуд, а Рабейну Бахье (комментарий к главе Беаалотха) пишет о четырехбуквенном Имени. Как именно коэны «писали» святые Имена — традиции не сохранились.
А что сказано об этом в Книге Зоар? В соответствии с сокровенной частью Торы, пальцы, а также руки коэна не должны соприкасаться друг с другом. И, действительно, обычай каббалистов (приводится в книги Каф а-Хаим) — разводить пальцы.
Каф а-Хаим полагает, что этот обычай не противоречит тому, что сказано в мидраше (см. выше): ведь на каждой руке образуются пять «отверстий»: четыре между пятью пальцами и пятое — между двумя руками, это последнее «отверстие» принадлежит обеим рукам.
Различные мнения существуют и о расположении ладоней. По Шулхан Аруху ладони должны быть вытянуты горизонтально, и смотреть вниз. А Каф а-Хаим, опираясь на Книгу Зоар, постановил размещать ладони параллельно вискам коэна: внутренняя сторона ладони повернута к голове, а пальцы направлены вертикально вверх.
Почему коэны накрываются талитом?
Раньше, во времена Храма, благословение коэнов отличалось от нынешнего. Одно из отличий было в том, что коэны произносили по буквам «Шем а-Мефораш» (четырехбуквенное Имя Всевышнего). Согласно Талмуду (Хагига 16а), смотреть на потомков Аарона во время благословения было запрещено — из-за Шхины. К тому же это было опасно: портилось зрение. Настолько ощутимо было Б-жественное присутствие в Храме.
И сегодня принято: коэны накрываются талитом, чтобы народ не видел их рук (а в некоторых общинах принято, чтобы не только коэны, но и все присутствующие закрывали лицо). В трудах мудрецов находим несколько объяснений.
Маген Авраам (128:35) полагает, что так правильно поступать в память о благословении в Храме.
Бейт Йосеф указывает на другую причину (она впервые упоминается в Иерусалимском Талмуде): важно слушать благословение внимательно, не отвлекаясь. Сосредоточиться на нем.
Мудрецы знали, что наблюдение за руками коэна может отвлечь человека от главного — того, что «за ними». (Исходя из сказанного, не только на руки нельзя смотреть, но и на всё, что может отвлечь, см. Маген Авраам, там же).
А согласно Книге Зоар, Шхина и сегодня пребывает на руках коэнов, и по-прежнему, как в Храме, актуален запрет ее созерцания.
Только подумать: вопреки всем завесам, отделяющим нас от святости, несмотря на преграды изгнания и засовы материальности, у нас есть возможность получить благословение непосредственно от Творца Мира. Осталось только подготовить себя — создать «сосуд», способный удержать благословение.
С уважением, Нохум Желязник
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Почему читаем не так, как написано?
Рав Реувен Куклин
И как это наследуется?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Зеев Урман
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону