Темы: Пятикнижие, Свиток Торы, Моше, Йеошуа бин-Нун, Каббала, Агада, Раби Акива, Софер, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав. Почему стоят коронки над буквами в свитке Торы?
Здравствуйте!
«Коронки» над буквами Торы представляют собой три тонкие палочки, которые отходят от «шапочки» или «ножки» буквы и заканчиваются небольшими кружочками. Своей формой эти палочки напоминают царскую корону, поэтому их называют «китрэй отийот» («короны букв» на иврите) или «тагим» («короны» на арамейском). Эти коронки украшают буквы свитка Торы и символизируют величие Торы и ее «Царское происхождение».
Когда появились эти коронки?
Рамбан в предисловии к своему комментарию Торы, а также Рабейну Бехайе (комментарий к концу главы Ноах) пишут, что коронки над буквами и способ их написания переданы по прямой традиции от Моше Рабейну.
Сохранилась древняя «Сэфэр а-тагэй» («Книга корон»), в ней перечисляются все места, где должны находиться измененные буквы, а также — где нужно ставить коронки над буквами. Написание этой книги относят к периоду танаим (мудрецов Мишны).
В предисловии автор пишет: источником информации, которую он сообщает, является многовековая традиция, передаваемая из поколения в поколение от первосвященника Эли. Эли положил начало этой традиции, взяв за основу начертания на камнях, которые Йеошуа установил в Гильгале после перехода евреев через Йардэн (Иордан).
Какие буквы увенчивают коронками?
Талмуд в трактате Менахот (29 б) называет семь букв, над которыми софер (переписчик Торы) должен начертать коронки: «צ»«ג» «ז»«נ»«ט»«ע»«ש» (шин, аин, тэт, нун, заин, гимэл, цади). Чтобы легче было запомнить, эти буквы объединяют в слова «Шаатнез гац».
Согласно Каббале, коронки следует ставить еще над шестью буквами: «ה»«י»«ח» «ק»«ד»«ב» (бэт, далет, куф, хэт, йуд, hэй; для запоминания объединены в слова «Бэдэк хая»). Над этими буквами ставят только одну палочку, а не три как в «Шаатнез гац». Кроме того, в отличие от «Шаатнез гац», отсутствие коронок над этими буквами не делает свиток Торы непригодным, а только менее предпочтительным.
Девять оставшихся букв «ר»«פ»«ו»«ס» «ת»«כ»«א»«ל»«מ» (мэм, ламед, алеф, каф/хаф, тав, самех, вав, пэй/фэй, рейш; для запоминания — «Млэхэт софэр») коронками не увенчивают.
Кроме коронок в некоторых буквах переписчики Торы должны добавлять небольшие черточки или «хвостики», которые не заканчиваются кружочком. Они называются «окцим».
А согласно ашкеназской традиции, верхнюю часть буквы ламед украшают двумя вертикальными черточками, где левая чуть меньше правой. Эта традиция также основана на кабалистическом учении.
Почему ставят коронки над буквами Торы?
В трактате Менахот 29 б приводится агада о великом мудреце Раби Акиве, который толковал коронки над буквами Торы:
Когда Моше Рабейну поднялся на Небеса, чтобы получить Тору, он увидел Творца, Который сидел и привязывал коронки к буквам. Спросил Моше Рабейну:
— Владыка мира! Зачем Ты это делаешь?
На что Творец ответил ему:
—В будущем родится мудрец, который из каждой черточки выведет множество законов.
Тогда спросил Моше Рабейну:
—Если у Тебя есть такой человек, почему же Ты даешь Тору через меня?
На что ответил Творец:
—Молчи! Таково Мое решение…
Эта агада говорит, что и в форме еврейских букв заключены огромные тайны.
В похожем ключе пишет Рабейну Ашер в своем комментарии на трактат Нэдарим 38а: «В форме (еврейских) букв скрыта вся мудрость этого мира».
Именно поэтому одним из важнейших требований к переписчикам Торы является огромная внимательность и «доскональность» при переписке: ведь в каждой детали письма заложены неизведанные глубины Б-жественной мудрости.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Агада — часть Торы, привлекающая человека к Торе, философия пути, указанного Торой
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Авраам Коен
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Какие чернила надо использовать, есть ли какие-то правила написания текстов?
Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону