Темы: Испытание, Цель творения, Страдания, Предназначение, Материя, Суд, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, дорогие раввины!
У меня сейчас нелегкая ситуация в жизни, и я часто думаю о том, что вся наша жизнь тут на Земле похожа на... самый настоящий ад. Постоянно испытания, испытания, испытания... Мне так жалко людей, ведь всем им очень тяжело тут.
И, вольно или невольно, у меня стал появляться вопрос — а есть прямые доказательства, скажем так, положительности Б-га? Что Он действительно хочет человеку добра? Потому что порой мне начинает казаться, что в этом мире Он издевается над нами.
Спасибо вам за внимание к вопросу. Михаил
Здравствуйте, Михаил!
Ответ на Ваш вопрос однозначен — нет. Творец не издевается над нами. Да. Он действительно желает нам добра и только добра! И, да, есть доказательства Его «положительности».
Что же тогда означает то, что мы видим вокруг? Откуда столько горестей, боли, тяжёлых, порой кажущихся неразрешимыми, проблем? Да таких, что «жизнь тут, на земле, похожа на самый настоящий ад»?
Более того, я бы усложнил вопрос. Сказано в Тэилим (145:16, буквальный перевод): «Открываешь руку Свою и насыщаешь каждому живому (существу его) желание». Вот так! Всем — по желанию. Без исключений. Всегда и везде. Не сказано — «насытит», не сказано «если будет хорошим». Но — «насыщает», и всем живым существам — «по их желанию».
Я слышал объяснение этого стиха от своего Рава. Что значит — по его, человека, желанию? Очень просто. Когда через сто двадцать лет мы посмотрим назад, на прожитую жизнь, то за все беды, за все испытания не устанем повторять: «Спасибо, что это случилось, спасибо, что это произошло именно так!»
Почему? Да потому, что в нашей жизни происходило в точности то, что в сложившейся ситуации и должно было произойти. Мы просто этого ещё не понимаем. Мы просто ещё не знаем: всё, что с нами происходит в жизни, даже то, из-за чего мы сейчас испытываем боль, будет одобрено нами, как только мы увидим целостную картину. Пока же мы видим лишь одну сторону медали, а другая от нас скрыта. Мы просто ещё не охватили взглядом нашу жизнь как единое целое, а для этого нужно, прежде всего, её полностью прожить.
Всевышний добр уже хотя бы потому, что создал этот мир без всякой корысти для Себя. Выгода нужна лишь тому, кто несовершенен, кто ощущает нехватку, недостаток чего-либо, кто надеется получить ответную мзду. Творец, по определению, самодостаточен и абсолютно гармоничен, Он не нуждается ни в ком и ни в чём, ибо Он — Источник всего и Властитель всего.
И создал Он этот мир не ради наших похвал, не ради наших славословий Себе, а только для одного — и такой вывод, если вдумаемся, неизбежен: чтобы одарить свои творения абсолютным благом. Материальный мир может вместить лишь блёстки этого блага. Ведь абсолютное благо в массе своей имеет духовную природу.
Наша задача в этом мире — одухотворить материю, чтобы присоединить и её к абсолютному благу. Но материя есть материя, она сопротивляется, выделывает «кренделя» и «восьмёрки», и в этом состоит природа наших бед и страданий. Мы порой не справляемся с ней, и это причиняет нам боль. Остаётся одно — сцепить зубы, делать то, что можем и должны. И помнить: ни одна слезинка не пропадает зря, любое страдание не проходит даром. Всё это, так или иначе, скапливается на нашем счету и пойдёт нам впрок.
И напоследок — притча, Вы, наверное, её знаете. Однажды один хасид, оказавшись в ситуации, подобной Вашей, не выдержал и отправился к Ребе, чтобы задать тот же вопрос, что задаёте Вы: «Почему вокруг столько несчастий, почему жизнь порой похожа на ад?».
Пока хасид ждал, чтобы его приняли, он, устав с дороги, задремал. И видит сон. Будто он умер и призывают его на Суд. Сначала взвешивают заслуги и добродетели. Их немало. И молился, и заповеди исполнял, и бедным помогал, и Тору учил. Всё вроде бы хорошо.
Но тут выступил обвинитель — Сатан — и начал свою речь. И оказалось, что дело ещё далеко не завершено. Выясняется: хасид-то наш — вовсе не законченный праведник. Да, молился — но как-то с прохладцей. Да, заповеди исполнял — но частенько формально, особо не усердствуя. А уж сколько мицвот (заповедей) из рук упустил — не сосчитать.
Бедным помогал тут и там, да мог бы больше, гораздо больше. Тору учил, но не утруждал себя, на всякие глупости времени тратил больше. Здесь не довесил, тут накричал, там смухлевал. А то — ещё страшней — ненароком злословил. А то — глаза устремил, куда не следовало, а там — и вовсе обидел кого-то и прощения не попросил.
Короче, знает своё дело обвинитель — список неприглядный и длинный. Так что вроде бы чаша весов склоняется вовсе не туда, куда хотелось бы! И кажется: грозный приговор Суда неизбежен.
Но происходит что-то невероятное. Являются посланцы (ангелы) и выкладывают перед Судом целый ворох пережитых хасидом бед и испытаний. Это и болезни, и потери, и бедность, и боль, и страдания… И вот — чаши весов мало-помалу выравниваются, почти сравнялись и вот-вот «хорошая» чаша перевесит, но… кончились несчастья, прервалась вереница испытаний…
Видит это наш хасид и как закричит: «Дайте ещё несчастий, дайте ещё испытаний!» Да где взять-то теперь?.. Их только в земной жизни получить и можно. Проснулся хасид, помял бороду… да и отправился восвояси.
Ответ, конечно, далеко не полон. Но главные принципы, кажется, понятны.
С уважением, Александр Красильщиков
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону