Темы: Песах, Праздники, Дварим, Заповеди, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, дорогие рабоним. Очень прошу объяснить так, чтобы я мог понять: почему не все семь дней Песаха заповедано есть мацу, как сказано в Дварим, что «семь дней ешь мацот лехем ани» (Дварим 16:3; «опресноки, хлеб бедности»)?
Но при этом благословение на мацот («Благословен… Повелевший нам есть мацу») мы произносим только в первый день, а в остальные дни перед тем, как есть мацу, произносим благословение на хлеб? Хотя сама неделя называется йом а-мацот («день мацы») и нет требования как такового в каждый из семи дней есть мацу. (ОК, после Кидуша, когда надо произнести благословение на хлеб, по-другому не получится, но это не то, о чем я спрашиваю).
Вторая часть вопроса: есть ли такие галахисты (специалисты по Еврейскому Закону) или хасидские группы, которые понимают и исполняют это иначе, чем это распространено? Т.е. обязательно едят мацу в каждый из семи дней и произносят благословение на хлеб и на мацу каждый раз, считая, что есть мацу в эти дни — прямое исполнение заповеди? Спасибо. Хаг самеах (веселого праздника). Дани
Уважаемый Дани!
Вы задали очень интересный вопрос.
Гмара (Псахим 120а) говорит так:
Сказано: «шесть дней ешьте мацу» (Дварим 16:8). (А там же выше, 16:3, сказано: «семь дней ешьте мацу»). Как седьмой дней это только ршут (разрешено, но нет обязанности, «факультативно»), так и шесть дней это ршут.
Как понимать эти слова Гмары о «ршут»?
Среди поским (галахических авторитетов) есть два мнения. Первое мнение:
В первую ночь Песаха существует мицва (заповедь) есть мацу, а в остальные дни Песаха — нет мицвы, а слова «ешьте мацу» означают: «не ешьте квасного, а если хотите пищу из пяти видов злаков, то ешьте именно мацу». И эти поским понимают эти слова Гмары совершенно буквально: ршут — значит ршут, разрешение, а не мицва. Т. е. согласно этому мнению, есть в Песах мацу и есть, скажем, картошку, — совершенно одно и то же с точки зрения Закона. По-видимому, таково мнение Рамбама, Маарила и других.
Второе мнение известно как мнение а-Гро из Вильны: все семь дней Песаха тот, кто ест мацу, выполняет мицву, а тот, кто не ест, ничего не нарушает. Есть мацу в первую ночь Песаха — обязательная мицва. А в остальные дни Гмара называет это «ршут» — разрешено, но не обязательно. В противоположность обязательной мицве в первую ночь Песаха это называется разрешенным.
Бааль а-Маор пишет: некоторые спрашивают — почему мы не произносим браху (благословение) на мацу все семь дней Песаха, а в Суккот мы произносим брахот на нахождение в сукке все семь дней? И отвечает: мы можем весь Песах не есть мацу, а питаться чем-то другим. А в Суккот мы тоже можем не есть хлеба в течение семи дней. Но не спать семь дней мы же не можем. Гмара говорит, что человек не может более трех суток не спать. А мицва — есть в сукке и спать в сукке. Выходит, от того, чтобы есть мацу все дни Песаха, кроме Седера, мы можем уклониться, от того, чтобы есть в сукке, мы тоже можем уклониться, а от сна в сукке мы не можем уклониться, т. к. человек не может более трех суток не спать. Поэтому благословение на сукку произносят все 7 дней.
Из вопроса Бааль а-Маора совершенно ясно, что он полагал: есть мацу все семь дней Песаха — это мицва. Иначе не было бы вопроса. Да и из ответа следует то же самое. Ответ Бааль а-Маора такой: от еды в сукке можно уклониться, от сна — нет. То есть, в целом от нахождения в сукке мы уклониться не можем. И поэтому мы произносим браху на сукку все семь дней, а на мацу все семь дней не произносим, а только в первую ночь Песаха. И так следует из комментария Хизкуни.
А из комментария Бааль а-Маора мы понимаем, почему не произносят браху на мацу согласно тому мнению, что есть мацу — мицва в течение всех дней Песаха.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Натан Агрес
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Зеев Урман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»
Рав Хаим Суницкий
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону