Темы: Молитва Амида, Синагога, Молитва, Шма Исраэль, Община
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый рав! Этим летом поступила в ВУЗ в крупном городе, где есть ортодоксальная еврейская община, синагога, раввины, миква, все как положено. Спустя шесть лет поисков нашлись документы, подтверждающие мое еврейство по материнской линии. Все идет отлично, но возникла одна проблема.
Во время молитв с общиной я теряюсь и отстаю от ведущего молитву. Так как сидур на русском языке, мало того, что потеря текста сбивает с толку и приходится «вылавливать» и присоединяться к молящимся, пока ищу и нагоняю, порой выпадают куски из молитвы, что прерывает индивидуальную связь с Всевышним и мешает сосредоточиться. Часто голова занята не осмыслением молитвы, а мыслями о том, на каких мы сейчас словах, на какой странице.
Какой есть выход из сложившейся ситуации? Заранее спасибо! N.
Здравствуйте, N.!
Прежде всего, отрадно слышать, что при всей интенсивности Вашей жизни в большом городе и учебы в ВУЗе Вы находите время для соблюдения еврейских законов, для молитв. Что относитесь к этому серьезно, как к налаживанию индивидуальной связи с Б-гом. Именно этого Он от нас хочет, и Вы доставляете Ему большую радость.
Что касается описанной Вами проблемы, это очень понятно, подобная была и у меня.
Что же делать?
Начнем с того, что можно в свободное время практиковать чтение молитв, лучше сразу в оригинале, перевод которого Вы попутно можете прояснить раз и навсегда. Чем больше раз Вы прочитаете молитвы, тем быстрее у Вас будет получаться. Ведь так оно со многими занятиями, их выполнение можно улучшить с помощью практики и тренировок. Если для Вас это важно, то можно найти время. Я, например, начинал в свое время сближение с религией в еврейской школе в Москве, куда ездил на метро — в метро открывал молитвенник и практиковал чтение. Может, и Вы сумеете выкроить время тем или иным способом.
Молитв ведь в общей сложности не так уж и много, каждый день повторяются более-менее одни и те же, в субботу есть определенные дополнения, но освоить все это не слишком сложно.
(Только при практике заменяйте Имя Б-га на «а-Шем», чтобы не повторять благословения лишний раз — не нарушать закон. Хотя в разделе Псукей дэ-Зимра — «Отрывки восхваления» — можно читать все как есть, с упоминанием Имени Б-га, поскольку этот раздел представляет собой отрывки текстов Священного Писания, которые можно читать, сколько угодно).
Но что, если даже после того, как скорость чтения увеличится, в некоторых молитвах будет сложно поспевать?
Во время главной молитвы — Шмонэ Эсрэ — никто нас не погоняет. Главное — начать ее вместе с общиной, а там, даже если община уйдет вперед, можно продолжать молиться как следует, со своей скоростью читая и саму молитву Шмоне Эсре, и те молитвы, которые идут за ней. Во многих общинах можно видеть отдельных людей, которые молятся медленно, с той скоростью, при которой они, по собственным ощущениям, устанавливают индивидуальную связь с Б-гом, и никто им не собирается указывать, что надо молиться быстрее. Ведь главное — действительно связь с Б-гом, и каждый человек сам ощущает, как это у него лучше получается. Выйдет дольше, чем у других, — ничего плохого, скорее, даже хорошо: ведь Б-гу дорога каждая минута контакта с Вами.
Разделы, предшествующие Шмонэ Эсре, — другое дело: поскольку Шмонэ Эсре надо начать вместе с общиной, то надо вместе с ней подойти к началу этой молитвы — то есть к концу благословений Шма. А если отстаете?
Можно начинать свою молитву раньше общины. Ведь это тоже никто не запрещает. Рассчитайте (можете как-нибудь засечь время), сколько времени у Вас занимает раздел благословений, сколько занимает раздел Псукей де-Зимра, сколько занимает Шма с благословениями, сколько выходит в общей сложности, — и заметьте, когда примерно община начинает молитву Шмонэ Эсрэ. Тогда можно отсчитать от этого момента назад столько, сколько лично у Вас занимают все предшествующие молитвы, и начать уже тогда, заранее.
Скажем, у общины благословения и Псукей де-Зимра занимают 15 минут, а Шма с благословениями — 10, а у Вас — 20 и 15 соответственно. В таком случае начинайте свою молитву за 35 минут до того, как община начнет Шмонэ Эсрэ, т.е. за 10 минут до начала молитвы общины. (Только при этом полезно выучить правила, когда можно посередине Псукей де-Зимра прерывать молитву, чтобы ответить «Амен» на различные благословения, которые в это время произносит община, а когда можно прерываться с этой целью посреди Шма и его благословений. Эти законы в любом случае важно выучить).
Разумеется, практическое применение этих «патентов» зависит от конкретной ситуации, тут уж Вам решать.
И, конечно, все усилия, направленные на улучшение качества Вашей молитвы и максимальное сосредоточение на связи с Б-гом, будут Им щедро вознаграждены.
Наконец, если, по тем или иным причинам, Вы отстали от общины и Вам не удалось помолиться так, как хотелось бы, не следует отчаиваться, а важно помнить, что главное в служении Б-гу — чистосердечное желание и усилия человека. Сегодня молитвы заменяют нам жертвоприношения, а о них мудрецы говорят (Менахот 110а): «И тот, кто приносит много, и тот, кто приносит мало, угодны Б-гу, лишь бы человек это делал от чистого сердца». Или по-русски: лучше меньше, да лучше.
Вы искренне стремитесь установить индивидуальную связь с Б-гом — и это главное, именно за это Он Вас любит.
Успехов Вам в этом и во всех Ваших начинаниях!
С уважением, Меир Мучник
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Натан Агрес
О каком дожде мы молимся?
Рав Зеев Урман
В чем Милосердие меры Суда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Сегодня габай — должность общественная
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Бейт-Кнесет
Рав Ашер Кушнир
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шломо Гольдман
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону