Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно!»

Раби Шломо бар Йосеф Ганцфрид (Кицур Шульхан арух; 5564-5646 /1804-1886/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Родился в закарпатском городе Унгваре (Ужгороде), входившем в состав Австро-венгерской империи.

В 5572 /1812/ году, в восьмилетнем возрасте, он осиротел. Воспитывался в доме главы раввинского суда Унгвара р. Цви-Гирша Геллера (5536-5595 /1776-1835/ гг.), который обучал его Торе.

Женившись на дочери богатого коммерсанта, занимался виноторговлей. По свидетельству современников, в своем магазине он с великим усердием изучал Тору — радуясь тому, что его не слишком беспокоят клиенты, и тому, что он не перебивает заработок у других торговцев.

В 5588 /1828/ году, когда р. Шломо Ганцфриду было только двадцать два года, один из духовных лидеров поколения р. Моше Софер (Хатам Софер; см.) писал о нем: «Выдающийся и непостижимый мудрец, …праведник, славное имя которого обретет величие» (Хатам Софер, Йорэ деа 137).

В 5594 /1834/ году, в тридцатилетнем возрасте, р. Шломо выпустил свою первую книгу Кэсет асофер (Письменный прибор) — собрание законов, связанных с написанием Свитка Торы, тфилин и мезузы.

«Я внимательно изучил ее от начала и до конца, — отмечал в предисловии к этой книге р. Моше Софер, — и убедился, что все законодательные нормы в ней определены безупречно! И поэтому я требую от всех своих учеников и последователей, чтобы, начиная со дня выхода этой книги и далее, ни один кандидат не получал бы удостоверение софера (переписчика священных текстов) до тех пор, пока он не изучил ее в совершенстве».

Книга Кэсет асофер и по сей день является одним из самых авторитетных законодательных сводов в области написания еврейских священных текстов.

В 5603 /1843/ году, когда его торговое предприятие разорилось, р. Шломо принял на себя обязанности раввина: он возглавил общину городка Брезовица в округе Сараш, а затем, в 5610 /1850/ году стал главой раввинского суда в Унгваре, где родился и вырос.

Итогом его многолетней деятельности законоучителя стал составленный им кодекс Кицур Шульхан арух (Краткий Шульхан арух), изданный в 5624 /1824/ году в типографии Унгвара. В этой книге он предельно сжато и просто изложил все законы, знание которых необходимо каждому еврею в его повседневной жизни. В большинстве случаев он не приводил различные точки зрения, а, стремясь к максимальной определенности, лишь указывал окончательные алахические выводы.

При установлении законодательных норм р. Шломо Ганцфрид руководствовался кодексом Шульхан арух, а также мнениями позднейших законоучителей — в первую очередь троих из них: р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), составителя кодекса Шульхан арухаравШульхан арух» Рава), р. Авраама Данцига (см.), составителя кодексов Хаей адам (Жизнь человека) и Хохмат адам (Мудрость человека), и р. Яакова Лобербойма из Лисы (Нетивот амишпат; см.), написавшего краткий свод повседневных законов Дерех ахаим (Путь жизни). «Я следовал за большинством из этих троих великих вождей Израиля, — пояснял р. Шломо Ганцфрид в одном из писем, — и там, где мнение двоих совпадало, я отбрасывал противоречащее им мнение третьего». В особо сложных случаях, требующих детального рассмотрения, автор Кицура, как правило, рекомендовал своим читателям обращаться к раввину.

По определению самого автора, книга Кицур Шульхан арух предназначалась для «деловых людей, которые не имеют времени углубленно изучать кодекс Шульхан арух с сопровождающими его комментариями, а также для воспитания юношества — чтобы заповеди Б-га укоренились в сердцах».

В последующих поколениях этот кодекс стал одним из самых широко изучаемых. Книга выдержала десятки изданий, она переведена на несколько языков, в том числе, и на русский. Согласно статистике, выпущено в свет более полумиллиона экземпляров.

Р. Шломо Ганцфрид написал также книгу Апирион (Храм), содержащую аналитический обзор Пятикнижия и алегорий Талмуда. Его книга Оалей Шем (Шатры Шема) посвящена изучению еврейских имен — мужских и женских. В книге Пней Шломо (Лик Шломо) собраны его хидушим (аналитические заметки) на талмудический трактат Бава батра.

Его исследование в области кабалы, озаглавленное Клалим бахохмат аэмет (Основы истинной мудрости), до сих пор остается в рукописи.

Р. Ганцфрид был одним из руководителей организации Шомрей адат (Стражи веры), противостоящей натиску реформистов. Он также являлся избранным представителем, отстаивающим интересы еврейских общин перед правительством Австро-Венгрии.

Р. Шломо Ганцфрид был призван в Небесную Ешиву в субботнюю ночь, двадцать восьмого тамуза 5646 /1886/ года.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?