Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ангел смерти начал раскачивать деревья в дворцовом саду, и листва зашелестела. Давид вышел выяснить, что это за шум, и, упав на крыльцо, затих.

13. Книга Псалмов

В годы старости Давид собрал свои песнопения в единую книгу — Сефер Теилим (Мальбим, I Шмуэль 2, 23:1). Согласно преданию, все псалмы, которые были особенно дороги Давиду, начинаются со слова Ашрей (Счастлив) (Брахот 10а).

Псалмы расположены в книге не по порядку следования событий, которые происходили с Давидом. Так, например, вслед за псалмами, сложенными во время бегства от Авшалома, следует множество песен, посвященных событиям, происшедшим до этого мятежа, но и они, в свою очередь, не представлены в порядке следования событий (Меири, Теилим 6:1). Настоящий порядок глав в книге Псалмов и других частях Священного Писания намеренно изменен, ведь если бы был известен настоящий порядок, то каждый читающий мог бы сразу творить миры, оживлять мертвых и совершать чудеса (Шохер тов 3).

В свою книгу Давид включил псалмы еще десяти мудрецов: Адама (см.) (псалом 139), царя Малки-Цедека (Шема, см.), праотца Авраама (см.) (псалом 89), пророка Моше (90-100) и др. (Бава батра 14б, Раши). Но он обработал и обновил эти псалмы, и на них лежит печать его авторства (Песахим 117а; Коэлет раба 7:39; Шохер тов 1; Мецудат Давид, Теилим 90:1).

Свое собрание псалмов Давид разделил на пять книг — подобно Пятикнижию Моше (Шохер тов 1:2). Он попросил Творца: «Владыка Вселенной, удостой меня, чтобы мои песни вечно звучали в домах молитвы и в домах учения. …Пусть их читают и размышляют над ними и получают за это награду, как за изучение самых сложных разделов Торы» (ИТ Шекалим 2:5; Шохер тов 1).

И действительно, его песнопения стали неотъемлемой частью Торы, ведь у Торы много «лиц», и Давид открыл ее поэтическое лицо. И об этом он написал в одном из своих псалмов (Теилим 119:54): «Песнями мне были Твои уставы» (Сефер Атодаа).

14. Последние дни Давида

Когда Давид уже не покидал своих дворцовых покоев, нечестивцы того поколения собирались под его окнами и кричали: «Давид! Когда построим Храм?! Когда пойдем в Дом Б-га!» — тем самым они глумливо намекали, что Давид зажился на свете и из-за него не могут возвести Храм. Тогда он сказал в молитве к Творцу: «Владыка Вселенной, я слышал, как люди говорят: “Когда умрет этот старик и придет его сын Шломо, тогда построим Храм и войдем в него!” — и я обрадовался, что они спешат сделать Храм». Ответил ему Творец: «Каждый день твоих занятий Торой дороже Мне, чем тысячи всесожжений, которые в будущем твой сын Шломо принесет передо Мной на храмовом жертвеннике» (Макот 10а; Шохер тов 122:1).

И все же Давид попросил: «Владыка Вселенной, открой мне мою кончину». Ответ был: «Мною установлено, что не открывают человеку, при каких обстоятельствах настигнет его смерть». Давид попросил хотя бы открыть, сколько дней ему осталось прожить на свете. Ответ был: «Мною установлено, что человеку не сообщают, сколько ему отпущено дней». Наконец, царь попросил открыть, в какой день недели завершится его жизнь. Ответ был: «Ты умрешь в Субботу». «Пусть я умру сразу после Субботы, чтобы не осквернять день покоя», — попросил Давид. Ответ был: «После той Субботы уже начнется царствование твоего сына Шломо, и не могут пересечься два царствования даже на ширину волоса». «Пусть я умру перед той Субботой», — попросил Давид. И Всевышний вновь повторил ему: «Даже один день, когда ты занят Торой, дороже Мне, чем тысяча жертв всесожжения, которые в будущем принесет Мне твой сын Шломо».

С тех пор каждую Субботу Давид сидел и учился, не прерываясь целые сутки, чтобы к нему не мог приблизиться ангел смерти, ибо Тора защищает от смерти. И в тот день, когда должна была успокоиться его душа, ангел смерти не смог к нему подступиться, ибо он не прерывал занятий. На исходе дня ангел смерти начал раскачивать деревья в дворцовом саду, и листва зашумела небывало громко. Давид вышел выяснить, что это за шум, и, упав на крыльцо, затих (Шабат 30аб, Раши).

Давид умер в час предвечерней молитвы минха (Зоар 2, 156а; Седер адорот), в 2924 году /836 до н.э./, процарствовав сорок лет (I Мелахим 2:10-12; Седер олам зута 5:2) — в тот день завершились 70 лет, подаренные ему Адамом.

Царь Давид назван в Талмуде в числе величайших праведников, над телами которых не было властно посмертное разложение (Бава батра 17а). С его смертью были скрыты многие огни (т.е. тайны) Торы и умножились разногласия между мудрецами по поводу интерпретации законов (Зоар 2, 156б).

Когда после смерти Давида его сын Шломо возвел Храм и хотел внести Ковчег Завета в Святая Святых, створки храмовых ворот прилепились друг к другу. Шломо произнес двадцать четыре молитвы, но это не помогло. И только после того, как он воззвал: «Боже, …вспомни праведность Твоего раба Давида!», врата открылись. В тот час поникли лица всех ненавистников Давида, и весь народ узнал, что Всевышний простил Давиду его грех (Шабат 30а, Раши). И когда Шломо призывал на храмовый жертвенник огонь с Небес, огонь не сходил до тех пор, пока он не произнес: «Вспомни благочестие Твоего раба Давида» (II Диврей аямим 6:42-7:1; Коэлет раба 4:6).

Царь Давид назван в Талмуде среди семи величайших пастырей человечества — наряду с Адамом, Шетом (см.), Метушелахом (см.), Авраамом, Яаковом и Моше (Сукка 52б). И указано, что тот, кто увидит царя Давида во сне, удостоится благочестия (Брахот 57б).

Посох Давида был в руках всех царей Иудеи до времени разрушения Храма, а в будущем он будет передан царю-Машиаху (Ялкут Шимони, Хукат 20, 763).

Предсказано пророками, что царь-Машиах будет прямым потомком Давида (Йехезкель 37:24, Мецудат Давид; Бемидбар раба 14:1).

«Род Давида не мог прекратиться, ведь его вечность была нам обещана Всевышним, — пишет наш учитель р. Ицхак Зильбер. — …И сегодня известно немало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих мудрецов — Абраванеля, Маараля из Праги, основателя Хабада р. Шнеура-Залмана из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко» («Пламя не спалит тебя», стр. 30-31). Да и сам р. Зильбер принадлежал к этому роду. В книге «Родословная царя Давида», изданной в Риге в 30-е годы прошлого века, упомянут его отец, рав Бен-Цион, а последним — сам рав Ицхак. Правда, они были потомками Давида не по линии царя Шломо, а Машиах выйдет из потомков Шломо.

В конце времен, в день окончательного избавления и воскрешения мертвых, Творец устроит трапезу для праведников. Когда завершат есть и пить, кубок для послетрапезного благословения передадут праотцу Аврааму. Но он скажет: «Не мне благословлять, ибо от меня произошел Ишмаэль (прародитель арабов)». Скажут праотцу Ицхаку (см.): «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо от меня произошел Эсав». Скажут праотцу Яакову: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я взял в жены двух сестер — одну при жизни другой, а потом Тора это запретила». Скажут Моше: «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я не удостоился войти в Землю Израиля». Скажут Йеошуа бин Нуну (см.): «Возьми и благослови». Скажет им: «Не мне благословлять, ибо я не удостоился сына». Скажут Давиду: «Возьми и благослови». Скажет им: «Благословлю, ибо это по мне». И об этом он пророчески написал в одном из своих псалмов (Теилим 116:13): «Чашу спасения подниму и воззову к Имени Б-га» (Песахим 119б).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?