Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

После смерти Йосефа, последовавшей в 2309 году /1451 г. до н.э./, многие молодые потомки Яакова начали говорить: «Станем как египтяне» (Шмот раба 1:8). И если сначала евреи жили обособленно в земле Гошен, постепенно они расселились по всему Египту, как написано: «Наполнилась ими вся страна» (Шмот 1:7) — а в мидраше объясняется: «наполнились ими театры и цирки» (Ялкут Шимони, Шмот 1).

И чем усерднее они пытались уподобиться египтянам, тем сильнее изменялось отношение к ним египтян: уважение и дружеское расположение, которое египтяне прежде испытывали к родне Йосефа, спасшего страну в годы голода, сменились подозрительностью и даже ненавистью (Шмот раба 1:8; Танхума, Шмот 5). Как образно говорится в псалме, Всевышний «перевернул сердца» египтян, чтобы они «ненавидели Его народ и злоумышляли против него» (Теилим 105:25). И так впервые начал действовать исторический механизм, который, по определению наших мудрецов, обеспечивает вечность народа Израиля. «Сущностное состояние Израиля, — поясняет Нецив из Воложина, — быть одиноким среди народов и отделенным от них. Поэтому в час, когда евреи пытаются порвать с этим одиночеством и, подражая поступкам других народов, в конце концов, освободиться от своей еврейской сущности, Б-г возвращает их к еврейству, пробуждая ненависть народов и приводя ее в действие… до тех пор, пока евреи против своей воли снова не осознают себя евреями» (Шеэрит Исраэль).

И египтяне сумели поработить сынов Израиля, использовав их страстное желание стать «такими же египтянами, как и все». После того как в 2340 году /1420 г. до н.э./ на трон взошел новый фараон Малоль, не знавший Йосефа и не помнивший его заслуг перед страной, сынов Израиля призвали на строительство городов-крепостей Питом и Рамсес, защищавших северо-восточные рубежи Египта (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). В первый день в работе по возведению этих важнейших стратегических объектов принимал участие сам фараон, и поэтому, желая проявить свой «египетский» патриотизм, на его призыв откликнулись все евреи — кроме левитов, постоянно занятых изучением Торы (Хизкуни, Шмот 5:4).

В течение первых месяцев сыны Израиля трудились вместе с египтянами и ежедневно получали плату, но затем из всех египтян на строительстве остались одни надсмотрщики, которые теперь уже силой принуждали сынов Израиля к тяжелой работе, — а вместо денежной платы евреи стали получать лишь скудный паек (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). И только левиты, как и прежде, посвящали все свое время служению Б-гу и изучению Его законов — ведь египтяне привлекли на принудительные работы только тех, кто вначале явился на строительство добровольно (Сефер аяшар, Шмот; Хизкуни, Шмот 5:4).

Кеат бен Леви (קהת; 2235—2368 гг. /1525—1392 гг. до н.э./) — выдающийся праведник и мудрец, глава колена Леви.

Родился в 2235 году в Земле Израиля (Берешит 46:11; Седер адорот). Средний сын Леви (см.), сына праотца Яакова (см.), и Адины, правнучки Эвера (см.) (Шмот 6:16; Сефер аяшар, Ваешев).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ трехлетний Кеат вместе со всем родом Яакова переселился в Египет (Берешит 46:11; Седер адорот).

Изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3). В египетской земле Гошен, где поселилась семья Яакова, была основана ешива, во главе которой Яаков поставил отца Кеата — Леви. Более того, Яаков завещал, чтобы и в последующих поколениях обучением законам Б-га занимались именно потомки Леви (Танхума, Ваигаш 11; Рамбам, Авода зара 1:3).

У Кеата было четыре сына: Амрам (см.), Ицхар, Хеврон и Узиэль (Шмот 6:18; Бемидбар 3:19).

В 2331 году /1429 г. до н.э./ умер отец Кеата Леви — последним из братьев Йосефа (Шмот 6:16; Седер адорот). И сразу же после его смерти начались притеснения сынов Израиля. В качестве первой меры у них были конфискованы все поля, виноградники и благоустроенные дома, дарованные им при Йосефе (Сефер аяшар, Шмот; Седер олам раба 3; Седер адорот). А в 2340 году /1420 г. до н.э./ все евреи были направлены на строительство городов-крепостей Питом и Рамсес (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). И только левиты, возглавляемые Кеатом, не откликнулись на патриотический призыв фараона, потому что были постоянно заняты изучением законов Б-га. А поскольку они не владели никакими ремеслами, египтяне оставили их в покое и в дальнейшем не привлекали на принудительные работы (Хизкуни, Шмот 5:4).

Позднее, но еще при жизни Кеата, во главе совета мудрецов, возглавлявшего народ Израиля, встал его первенец Амрам (Сота 12а).

В 2365 году /1395 г. до н.э./ у Амрама родился сын Аарон (см.), а в 2368 году /1392 г. до н.э./ — второй сын, которого Кеат назвал при рождении именем Авигдор. А впоследствии этот его внук стал известен под именем Моше (см.) (Шмот 6:20; Бемидбар 26:59; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Кеат бен Леви умер в том же, 2368 году (а по другой версии, год спустя), — ему было сто тридцать три года (Шмот 6:18; Седер адорот).

В мидраше он назван среди величайших праведников человечества: ведь когда из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотцы Авраам (см.), Ицхак (см.) и Яаков сумели «опустить» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви — на третий, а Кеат — на второй. Впоследствии в заслугу его сына Амрама Шехина опустилась на первый уровень Небес, а в заслугу его внука Моше — вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2, 19:13).

При исходе из Египта среди потомков Кеата было восемь тысяч шестьсот «мужчин от одного месяца и старше» (Бемидбар 3:27—28); из них мужчин от тридцати до пятидесяти лет, несущих службу при Шатре Откровения, было две тысячи семьсот пятьдесят (там же 4:34—36). А работа левитов из рода Кеата заключалась в том, что они переносили со стоянки на стоянку все принадлежности Святилища (там же 4:4—20, 7:9).

В Земле Израиля коэны — потомки Аарона, внука Кеата, — получили тринадцать городов, среди которых были Хеврон, Бейт-Шемеш и Гивон, а левиты из потомков Кеата — еще десять (Йеошуа 21:4—5, 10-26; I Диврей аямим 6:39—46, 51—55).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?