Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Биньямин бен Яаков (בנימין; 2207—2318 гг. /1554—1442 гг. до н.э./) — двенадцатый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился 11 хешвана 2207 года недалеко от города Бейт-Лехем. Его мать Рахель, умирая при родах, назвала появившегося на свет ребенка Бен-Они (Сын моей скорби). А Яаков, желая в память о жене сохранить звучание этого имени, лишь несколько изменил его — Биньямин (буквально «Сын правой руки», т.е. «Сын силы») (Берешит 35:16—19, Рамбан; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Из всех сыновей Яакова, ставших родоначальниками колен Израиля, только Биньямин родился в Святой Земле (Мехильта, Итро). Вместе с ним появилась на свет сестра-близнец (Берешит раба 82:8).

Внешне он был очень похож на мать (Зоар 1, 202б).

Его детство и юность прошли в Хевроне, где он вместе с другими братьями изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда Ицхака (см.) (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, когда Биньямину было девять лет, при таинственных обстоятельствах исчез его старший брат Йосеф (см.) — он отправился в сторону Шхема, чтобы проведать остальных братьев, пасших там скот, а затем в пустыне была найдена его испачканная кровью рубашка (Берешит 37:12—14, 32—34).

В 2218 году /1542 г. до н.э./ Яаков женил десятилетнего Биньямина на Махалье, дочери Арама, который был внуком Тераха, отца Авраама (см.). У Биньямина и Махальи родилось пятеро сыновей. В 2226 году /1534 г. до н.э./, в возрасте восемнадцати лет, Биньямин взял себе вторую жену по имени Арват, дочь Зимрана, происходившего из рода праотца Авраама. От Арват у него родилось еще пятеро сыновей (Берешит 46:21; Сефер аяшар, Ваешев; Седер адорот). Всем своим детям Биньямин дал имена, каким-то образом напоминающие об исчезнувшем брате Йосефе (Танхума, Ваигаш 4; Берешит раба 94:8).

В 2228 году /1532 до н.э./ умер праотец Ицхак, перед смертью благословив Биньямина в числе других своих детей и внуков (Берешит 35:28—29; Седер адорот).

В 2236 году /1524 г. до н.э./, когда в земле Кнаан начался страшный голод, старшие братья Биньямина отправились в Египет, чтобы купить там зерна, а он остался с отцом в Хевроне. Возвратившись, братья рассказали, как правитель Египта обвинил их в том, что они — кнаанские лазутчики, и как на допросе им пришлось подробно рассказать о своей семье. Тогда правитель Египта оставил у себя одного из них в заложниках и потребовал, чтобы в доказательство истинности своих показаний они привели из Хеврона младшего брата (Берешит 42:1—4, 29—34; Седер адорот).

И хотя сначала Яаков не отпустил Биньямина, опасаясь, что и с ним случится несчастье, — все же два месяца спустя, когда привезенное из Египта зерно закончилось, он был вынужден уступить. Йеуда (см.), ставший предводителем братьев, сказал отцу: «Даже если в Египте Биньямину, действительно, угрожает опасность, мы обязаны пойти на риск, ведь в противном случае наверняка все погибнем! Я ручаюсь за него, и ты сможешь потребовать его из моей руки» (Берешит 43:1—14; Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6).

Во дворце Йеуда сразу же подвел младшего брата к правителю, но тот, едва взглянув на Биньямина, изменился в лице и быстро вышел из зала. Однако, вскоре вернувшись, правитель, пригласил братьев на трапезу и посадил Биньямина рядом с собой (Берешит 43:29—31; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Ваигаш 4; Седер адорот). Отвечая на расспросы правителя, Биньямин рассказал о своих сыновьях, названных в память о старшем брате. Сразу же после этого правитель тихонько сказал ему: «Я — твой брат Йосеф», но сейчас же предупредил: «Только не открывай этого остальным». Йосеф объяснил, что ему необходимо испытать братьев. «Когда вы пойдете в обратный путь, — сказал он, — я прикажу своей страже схватить тебя и возвратить во дворец. Если братья всеми силами попытаются вызволить тебя, то я буду знать, что они полностью раскаялись в сделанном против меня зле, и я им откроюсь. А если они оставят тебя на произвол судьбы, тогда я заберу тебя к себе, а они пусть уходят» (Сефер аяшар, Микец).

Отправляя братьев в обратный путь, Йосеф приказал подложить свой драгоценный кубок в дорожную сумку Биньямина. А когда стражники схватили Биньямина с «поличным» и снова привели его вместе со всеми братьями во дворец, Йосеф объявил, что, согласно египетскому закону, пойманный «вор» останется у него рабом, а все прочие отпускаются на свободу (Берешит 44:1—17). На глазах у братьев он силой затолкал Биньямина в боковую комнату и запер там, а управляющий дворцом сказал им: «Идите с миром!» (Сефер аяшар, Микец). Но когда братья отказались уходить без Биньямина, правитель, не сдерживая рыданий, сказал: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (Берешит 44:33—45:8).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Биньямин вместе со всем родом Яакова переселился к Йосефу в Египет (Берешит 46:6; Седер олам зута 4:7). Йосеф пригласил в столицу Египта пятерых братьев — в том числе, и Биньямина — и представил их фараону, по решению которого род Яакова поселился в земле Гошен, расположенной в дельте Нила (Берешит 47:2—6; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш; Раши, Берешит 47:2).

И хотя Биньямин знал, что братья продали Йосефа в рабство, он никогда так и не рассказал об этом отцу, опасаясь навлечь на них его гнев (Шохер тов 15:6).

Биньямин бен Яаков был призван в Небесную Ешиву в 2318 году /1442 гг. до н.э./ — ему было 111 лет (Седер олам зута 4:19; Седер адорот акацар). В Талмуде он назван в числе четырех величайших праведников, не совершивших в своей жизни ни одного прегрешения и умерших только из-за греха Первого Человека, после которого человечество стало смертным (Шабат 55б). Его тело, так же как и тела праотцев, было неподвластно посмертному разложению (Бава батра 17а).

Потомки Биньямина составили одно из двенадцати колен народа Израиля. В период исхода из Египта в нем насчитывалось тридцать пять тысяч четыреста мужчин в возрасте от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:36—37). А перед вступлением в Землю Израиля в этом колене было сорок пять тысяч шестьсот мужчин (там же 26:41).

В период странствий по синайской пустыне это колено входило в стан Эфраима, который располагался к западу от Шатра Откровения (там же 2:18—22). Знамя колена Биньямина было многоцветным, и на нем изображен волк (Бемидбар раба 2:7), ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «Биньямин — хищный волк, пожирает добычу утром, раздирает свою жертву вечером» (Берешит 49:27). А мудрецы поясняют, что под словом «волк» образно подразумевался жертвенник иерусалимского Храма, который будет возведен в наделе колена Биньямина. На этом жертвеннике станут совершать служение в начале светового дня и перед сумерками — и он, подобно «хищному волку», будет «пожирать добычу утром» и «раздирать свою жертву вечером» (Таргум Ункелус и Таргум Йонатан,Берешит 49:27).

При разделе земли Израиля потомки Биньямина получили надел в центре страны — между коленами сынов Йосефа и коленом Йеуды (Йеошуа 18:11—28). Останки Биньямина были погребены в Иерусалиме, в наделе его колена (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Из колена Биньямина вышел судья Эуд бен Гера (см.), освободивший народ Израиля от гнета моавитян (Шофтим 3:15—30). К этому колену принадлежал и первый царь Израиля Шауль (I Шмуэль 9:1—2, 16—17).

В наделе колена Биньямина располагалось здание Иерусалимского Храма и жертвенник, но восточная часть храмового двора была на территории колена Йеуды (Мегила 26а, Раши; Зевахим 54б). В мидраше объяснено, что Храм был возведен на земле потомков Биньямина потому, что только он из всех братьев не участвовал в продаже Йосефа (Берешит раба 99:1).

Из колена Биньямина происходил также Мордехай бен Яир (см.), возглавлявший народ Израиля в период Вавилонского изгнания (Эстер 2:5—6). Потомки Биньямина возвратились из этого изгнания вместе с частью колен Йеуды и Леви и отстроили Второй Храм (см. Нехемья 11:31—34). И сегодня большинство евреев мира принадлежит к одному из этих трех колен, хотя преобладают все-таки потомки Йеуды.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?