Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнь знаменитого раввина и комментатора "Шулхан Аруха"

Р. Давид бен-Шмуэль а-Леви (1556, Владимир-Волынский – 1667, Львов) – знаменитый раввин и комментатор свода еврейских законов «Шулхан Арух». Образование получил под руководством старшего брата р. Ицхака бен-Шмуэля а-Леви. Р. Давид некоторое время жил в Бресте у своего тестя р. Йоэля Сиркеса (автора Байт Хадаш), затем переселился в Краков. Он занимал раввинские должности в Политше, Остроге и Львове.

В Остроге р. Давид открыл йешиву и составил комментарий к Шулхан Аруху, раздел Йорэ Дэа (Люблин, 1646). Труд р. Давида имел большое значение при разрешении галахических вопросов, автор стал крупнейшим авторитетом эпохи.

В 1648 году р. Давид, спасаясь от казаков Хмельницкого, бежал с семьёй в Моравию и поселился в Штейнице, возле Острау, где, вероятно, был раввином. Это послужило источником ошибки: полагали, что р. Давид до казацкого восстания был раввином в Острау, а не в Остроге.

Через некоторое время р. Давид получил место главы раввинского суда во Львове, а после смерти р. Меира Зака занял раввинский пост (1653), причём сначала он был раввином пригородов, и лишь спустя некоторое время его компетенция распространилась на сам «город Львов и провинцию».

Два сына р. Давида погибли во время погрома во Львове в 1664 году. Третий сын, р. Йешаягу Сегаль, и пасынок, р. Арье-Лейб, были теми самыми польскими талмудистами, которых в 1666 году послали в Турцию, чтобы они проверили на месте, является ли Шабтай Цви Машиахом. Отправил их, вероятно, сам р. Давид; во всяком случае, они поехали с его согласия. Посланцы вернулись с подарком р. Давиду от лжемашиаха и письмом, в котором Шабтай обещал отомстить за обиды, чинимые польским евреям.

Большинство сочинений р. Давида вышло после кончины автора. Его комментарий к Шулхан Аруху, раздел Орах Хаим – Турей Захав (сокращённо ТАЗ, так стали называть и р. Давида – ТАЗ, т.е. автор Турей Захав) – был издан С. Бассом в Дигернфурте в 1692 году вместе с комментарием р. Авраама Абеле Гомбинера Маген Авраам; оба комментария печатаются во всех изданиях Шулхан Аруха и оказывают большое влияние на религиозную практику ашкеназских евреев.

За два года до выхода в свет этого издания каббалист р. Йегуда из Ковеля (Волынская губерния), назначил значительную сумму с целью издания его собственного комментария на Орах Хаим совместно с ТАЗ, но деньги были употреблены на издание другого сочинения р. Давида – Диврей Давид, комментария на комментарий Раши (Дигернфурт, 1690). В том же году в Гамбурге была издана часть комментария ТАЗ на Шулхан Арух, раздел Хошен Мишпат, с примечаниями р. Цви Гирша Ашкенази. Вторая часть комментария вышла лишь спустя 70 лет (1761). Часть ТАЗ к Шулхан Аруху, раздел Эвен а-Эзер, была впервые напечатана в Жолкиеве в 1754 году. Кроме того, р. Давид – автор многих респонсов (ответов на галахические вопросы), которые, правда, не были изданы.

Вместе со своим оппонентом Шабтаем Коэном (ШАХ – автор комментария Сифтей Коэн), р. Давид считается крупнейшим авторитетом среди ахароним – галахистов поздних поколений. Решениям этих двух корифеев отдаётся преимущество перед постановлениями р. Йосефа Каро и р. Моше Иссерлеса (РАМА).

В 1683 году Ваад четырёх стран постановил, что авторитет комментария ТАЗ выше авторитета комментария ШАХ, но впоследствии руководящее значение стали признавать за последним.

Учить Талмуд по Интернету


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?