Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся наставник движения Мусар

Раби Шломо бар Моше Волбе (5674—5765 /1914—2005/ гг.) — выдающийся наставник движения Мусар.

Родился 24 сивана 5674 /1914/ года в г. Берлине, столице Германии.

День его рождения совпал с датой рождения выдающегося мудреца р. Шимшона Гирша (см.), основателя движения Тора им дерех эрец (Тора в сочетании с мирскими делами), — и впоследствии р. Волбе считал это совпадение символическим (Игрот ухтавим с. 14).

Учился в общеобразовательной школе, а в вечерние часы изучал Тору с одним из берлинских раввинов. В 5690 /1930/ году шестнадцатилетний юноша написал по-немецки свою первую книгу на темы Торы (позднее, во время пребывания в Швеции, он перевел ее на шведский язык и издал). Увлекался также гуманистической философией — античной и западноевропейской.

В 5692 /1932/ году занимался в ешиве г. Франкфурта на Майне, основанной учениками р. Ш. Гирша. В 5693 /1933/ году продолжил обучение в Швейцарии, в ешиве г. Монтрё.

Летом 5694 /1934/ года поступил в ешиву польского городка Мир.

Первоначально атмосфера этой ешивы, резко отличающейся от европеизированного облика немецких и швейцарских ешив, настолько оттолкнула его, что ему показалось: еще чуть-чуть — и он «станет апикойресом» (Авней Шломо).

Но затем, под влиянием встречи с машгиахом ешивы р. Йерухамом Лейвовичем (см.) и с его учениками, произошел резкий духовный переворот. «Я увидел там людей невероятного масштаба и цельности: глубина мысли, совершенство качеств характера, чудесные поступки, забота о ближних и обо всей общине Израиля, — вспоминал р. Волбе. — Прежде я даже не представлял, что люди способны достигать подобного совершенства».

День своего первого знакомства с р. Йерухамом р. Волбе считал своим «подлинным днем рождения». Много лет спустя, когда его спрашивали, почему он не придерживается обычаев евреев-выходцев из Германии, р. Волбе пояснял: «Я родился в Польше, в городе Мир, — вот место, где я на самом деле родился» (Игрот ухтавим с. 16).

В течение двух лет был одним из ближайших учеников р. Лейвовича — до смерти того, последовавшей 18 сивана 5696 /1936/ года. «Два года после смерти машгиаха, — вспоминал р. Волбе, — мы ходили с опущенной головой». И до конца своих дней он говорил о последней болезни машгиаха с такой болью и скорбью, как будто только что завершились семь дней траура (там же с. 17).

В месяце адар 5698 /1938/ года, в связи с обострением отношений между Польшей и Германией, польские власти выдворили р. Волбе из страны как гражданина враждебного государства. Несколько месяцев он учился в Латвии, сначала в ешиве г. Риги, а затем получил раввинское посвящение (смиху) в г. Даугавпилсе (Двинске).

В элуле 5698 года обосновался в столице нейтральной Швеции, г. Стокгольме и основал там Дом Учения и Дом Мусара, где преподавал немногочисленным еврейским эмигрантам из Восточной Европы.

С началом второй мировой войны в 5699 /1939/ году принял активное участие в деятельности Ваад аацала (Комитета спасения), созданного американскими евреями для того, чтобы вызволить из пылающей Восточной Европы знатоков Торы — и в первую очередь, преподавателей и учащихся ешив, нашедших временное убежище в г. Вильно (Вильнюсе). В короткий срок ему удалось достать несколько сотен въездных виз на принадлежащий Голландии остров Кюрасао, расположенный в Карибском море, у берегов Латинской Америки. В течение ряда дней он практически не ел и не спал — до тех пор, пока вся работа не была завершена. Эти визы позволили учащимся и преподавателям ешивы Мир получить право на транзитный проезд через Советский Союз и Японию, — а затем ешива обосновалась в китайском городе Шанхае.

В дальнейшем р. Волбе поддерживал связь между руководителями Ваад аацала и спасенной ешивой, — и именно через него в течение всех лет войны в Шанхай пересылались средства на ее содержание (Игрот ухтавим с. 20).

В 5705 /1945/ году, после завершения войны, р. Волбе преподавал на семинаре в г. Лидинге, под Стокгольмом, — это учебное заведение было создано для еврейских девочек и девушек, освобожденных союзниками из немецких концентрационных лагерей.

В начале хешвана 5707 /1946/ года р. Волбе совершил восхождение в Землю Израиля. В течение нескольких месяцев он учился в ешиве Ломжа, расположенной в г. Петах-Тикве. Во втором месяце адар 5707 /1947/ года, в возрасте тридцати трех лет, он женился на одной из учениц семинара в Лидинге Ривке Гродженской, дочери р. Авраама Гродженского (см.), знаменитого машгиаха ешивы в Слободке, погибшего в огне Катастрофы.

После свадьбы семья жила в г. Петах-Тикве, где р. Волбе учился в колеле при ешиве Ломжа.

В месяце хешван 5709 /1948/ года, следуя совету р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш; см.), тридцатипятилетний р. Волбе возглавил ешиву, созданную в поселке Беер Яаков, около Тель-Авива.

На первых шагах в ешиве было всего четыре юноши, а затем в нее была включена группа подростков из Европы, уцелевших в Катастрофе. Деньги, необходимые на содержание ешивы, собрал сам Хазон Иш, обошедший для этой цели дома нескольких богачей (Игрот ухтавим с. 23).

В период становления и роста ешивы Беер Яаков р. Волбе был очень близок не только к Хазону Ишу, но и к таким духовным лидерам поколения, как р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Брискер Рав; см.), знаменитые машгиахи р. Элияу Лупиан (см.), р. Элияу Деслер (см.) и р. Йехезкель Левинштейн (см.), с которым он был знаком еще по ешиве Мир. В 5735 /1975/ году он близко сошелся с р. Ицхаком Гутнером (Пахад Ицхак; см.), переехавшим в Землю Израиля из США, и в дальнейшем стал одним из его ближайших учеников.

В 5726 /1966/ году р. Волбе издал книгу Алей шур (Простирающийся над стеною; см. Берешит 49:22), в основу которой легли уроки мусара, проведенные им в ешиве. В этой книге, вышедшей в свет без указания имени автора, р. Волбе обобщил этическое учение своих великих учителей.

После Шестидневной войны 5727 /1967/ года в Земле Израиля началось широкое движение тшувы (возвращения евреев к Торе), — и р. Волбе стал одним из духовных лидеров и наставников баалей тшува.

Р. Волбе утверждал, что на тех, кто верен законам Торы, лежит обязанность возвратить к Б-гу весь еврейский народ. Ведь именно оторванность большинства евреев от Торы является основным препятствием, задерживающим приход Машиаха. В эти годы он совершал многочисленные поездки по стране, выступая в кибуцах и воинских частях, а также перед светскими интеллектуалами. При его активном участии была создана организация Яд леахим, призванная привлекать к изучению Торы юношей и девушек из светских семей.

«Те крупицы истины, которые прежде поддерживали ложь светского государства, сегодня рассеялись, как туман, — говорил р. Волбе в 5736 /1976/ году. — Справедливость, идеалы, строительство “еврейского дома” — теперь все это отброшено. Осталось лишь чистое отрицание. …А у такого положения нет будущего. Люди чувствуют, что необходимо возвратиться к истине и даже к соблюдению заповедей. …И поэтому существует реальная возможность совершить переворот во всей Земле Израиля. Если бы двадцать знатоков Торы, обладающие даром понимания и даром выражать свои мысли, проехали по всей стране, от Метулы до Эйлата, посещая каждое поселение и каждый кибуц, каждую военную базу и каждую школу — то, обращаясь к сердцам людей, они смогли бы совершить переворот в стране. И это миссия, возложенная на нас и призывающая нас к действию!»

Вспоминая свой печальный опыт первого знакомства с ешивой Мир, р. Волбе настаивал на том, чтобы человека знакомили с иудаизмом только «чайными ложками» — не требуя и не ожидая, чтобы с первого дня тшувы он соблюдал все законы Торы.

В течение ряда лет р. Волбе давал уроки в ешиве Двар Йеурушалаим, созданной в 5730 /1970/ году специально для баалей тшува.

В 5742 /1982/ году он переехал в Иерусалим и основал здесь Бейт Мусар (Дом Мусара) — и при нем создал Колель арабаним (Колель для раввинов), в котором подготовил целую плеяду выдающихся преподавателей еврейского мировоззрения и этики.

В 5745 /1985/ он стал раввином общины Ханихей аешивот (Воспитанники ешив) в иерусалимском районе Гиват Шауль — и возглавлял ее до конца своей жизни.

В 5746 /1986/ году р. Волбе издал вторую часть книги Алей шур (вновь без указания имени автора). Особое место в этой части книги занимают его Ваадим (Встречи) — стройная и целостная система практической работы по самовоспитанию и духовному совершенствованию. Такая практическая программа не имеет себе аналогов в литературе Мусара.

В 5754 /1994/ году его ученики основали ешиву Гиват Шауль, и р. Волбе, которому уже исполнилось восемьдесят лет, стал ее духовным руководителем. Одновременно он давал уроки мусара в ведущих ешивах святого города — Коль Тора, Мир и Лейквуд-Йерушалаим.

В последние годы жизни он достиг высочайшего духовного совершенства, и это находило свое выражение даже в повседневном общении. По свидетельству учеников и близких к нему людей, создавалось впечатление, что «у него вообще нет рефлексов»: каждое его слово и каждое движение было осознано и продумано — а не построено, как у большинства, на привычном автоматизме.

Когда один из учеников спросил у него, как добиться совершенства в молитве, р. Волбе сказал: «Осознавай каждое слово. Осознавай, что ты разговариваешь со Святым, благословен Он, — с Тем, Кто властвует. “Барух!” (Благословен). “Ата!” (Ты), — и так каждое слово». И с подобной же степенью осознания он относился ко всем — большим и малым — явлениям действительности.

В последний период жизни р. Волбе приобрел статус одного из духовных лидеров поколения — и вместе с тем, сохранил удивительное смирение и скромность. Однажды он присутствовал на похоронах в Бней-Браке, где произносилось множество неумеренных восхвалений в адрес покойного. Услышав произносимые титулы и хвалы, р. Волбе, по свидетельству сопровождавшего его ученика, «буквально содрогнулся и с глубоким вздохом сказал: “У меня этого не будет”. И действительно, в своем завещании он запретил устраивать по нему эспед (надгробные речи), а также прибавлять к его имени такие определения как гаон (гений), цадик (праведник) и им подобные — и даже писать, как принято в подобных случаях, “ЗаЦаЛь” (т.е. “зехер цадик ливраха” — “да будет память о праведнике к благословению”), чтобы не намекать на определение “праведник” даже одной буквой (Игрот ухтавим с. 14, 30).

В месяце хешван 5765 /2004/ года, на девяноста первом году жизни, р. Волбе тяжело заболел, — и в течение шести месяцев испытывал острые боли, терзающие все тело. “Мы должны учиться из всего, что происходит в жизни, буквально до своего последнего дня, — писал он в одной из своих работ. — И даже когда подступит день смерти, следует не умирать, а учиться, как следует умирать, — таков путь того, кто занимается работой самовоспитания” (Алей шур 2, с. 194).

Р. Шломо Волбе был призван в Небесную Ешиву 16 нисана 5765 /2005/ года, в хол-амоэд праздника Песах. В похоронной процессии приняли участие десятки тысяч его учеников и последователей.

Его выступления, статьи и письма опубликованы в сборниках Олам айедидут (Мир взаимоприязни), Авней Шломо (Камни Шломо) и Игрот ухтавим (Письма и статьи). Его беседы по еврейской педагогике собраны в книге Зрия увиньян бехинух (“Посев” и “строительство” в воспитании).

Среди его учеников были р. Авиэзер Вольфсон, р. Давид Вайс и р. Хаггай Прешл, сыгравшие значительную роль в возвращению к Торе евреев из бывшего Советского Союза.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?