Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знаменитый законоучитель

Раби Моше бар Нафтали-Гирш Ривкес (Беэр агола; умер в 5432 /1672/ году) — знаменитый законоучитель.

Его отец и дед были писцами священных книг в Праге, куда его прадед, р. Йосеф, бежал из Вены от преследований.

Р. Моше Ривкес был одним из самых авторитетных раввинов г. Вильно.

Рассказывается, что значительную часть своих скромных доходов он отдавал на нужды бедняков. Однажды в неурожайный год он продал всю домашнюю утварь и всю мебель, а также все украшения жены, чтобы на вырученные деньги содержать голодающих. У его жены были дорогие серебряные подсвечники, подаренные ей матерью, и она предусмотрительно спрятала эту семейную реликвию от глаз мужа. Когда же засуха миновала, и жизнь стала возвращаться в нормальное русло, ребецин извлекла подсвечники из тайника — она установила на них субботние светильники. Увидев подсвечники, р. Ривкес потерял сознание и упал навзничь. Очнувшись, он воскликнул с глазами, полными слез: «Скольких евреев я мог бы спасти на деньги, вырученные за эти подсвечники!» (Сарей амеа 2:1).

В 5415 /1655/ году р. Ривкесу пришлось бежать из Вильно, оставив на растерзание наступающей русской армии свой дом и богатейшее собрание священных книг.

Еще в 5414 /1654/ году, не выдержав противостояния регулярным польским частям, Богдан Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю Алексею Михайловичу. Объединившись, русские дружины и казаки быстро продвигались на запад, вырезая в каждом взятом городе все еврейское население. Много лет спустя р. Ривкес рассказал об этих событиях в предисловии к своей книге Беэр агола (Родник для изгнанных): «Шайки русских и казаков рассыпались по всей Литве, они завоевали и разорили Полоцк, Витебск и Минск. Казаки истребляли евреев массами и грабили их имущество». Двадцать четвертого тамуза 5415 /1655/ года враги приблизились к Вильно. Р. Ривкесу пришлось бежать — по его собственному свидетельству, «только с посохом и парой тфилин в руке». «Когда страшное войско подошло к вратам Вильно, — вспоминал он, — из города бежала почти вся еврейская община — одни на лошадях и повозках, другие пешком, неся малолетних детей на плечах. Далеко разносились рыдания, и из моих глаз слезы текли ручьем». Вскоре в Польшу вторглись с севера войска шведов, и беглецы, уже почти достигшие границ Пруссии, снова оказались в опасности: поляки повсеместно убивали евреев, считая, что они сотрудничают с захватчиками. Р. Ривкес вспоминал: С нами произошло написанное (Амос 5:19): «Сбежал ото льва и встретил медведя» (Предисловие к Беэр агола).

После долгих мытарств р. Ривкесу и его родным удалось бежать на корабле в Амстердам, крупнейший портовый город процветающих Нидерландов.

Здесь он был с почетом принят местной общиной и особенно сблизился с р. Ицхаком Абоавом (см.), который недавно возвратился из Бразилии, где он был главным раввином голландских колоний. В Амстердаме р. Абоав возглавил ешиву, и р. Ривкес обучал голландских знатоков Торы тем методам исследования и анализа, которые были доведены до совершенства в ешивах Польши.

В этот период мудрецы Амстердама готовили новое издание кодекса Шульхан арух, и они попросили р. Ривкеса написать краткие примечания. В этих примечаниях он, проявив феноменальную эрудицию, указал источники всех законов, приведенных р. Йосефом Каро (см.), а также внес в текст кодекса некоторые корректорские и редакционные уточнения, исправив вкравшиеся в прежние издания ошибки типографов.

С тех пор примечания р. Ривкеса, получившие название Беэр агола (Родник для изгнанных), печатаются в большинстве изданий Шульхан аруха.

В конце своих дней р. Ривкес вернулся в Вильно. Он скончался в этом городе девятого сивана 5432 /1672/ года.

Его прямым потомком был один из величайших мудрецов всех поколений р. Элияу из Вильно (Виленский Гаон; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?