Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся каббалист и врач

Раби Йосеф-Шломо бар Элияу Дельмедиго (5351—5416 /1591—1655/ гг.) — выдающийся кабалист и врач.

Его род восходил к р. Йеуде Дельмедиго, который около 5160 /1400/ года переселился из Германии на остров Крит (фамильное прозвище «Дельмедиго» происходит от латинского названия профессии, ставшей в этом роде потомственной: медикус — лекарь, врач; по-итальянски дель медиго означает «принадлежащий врачу»). Из этого же рода происходил живший в северной Италии знаменитый еврейский философ р. Элияу Дельмедиго (см.), прямым потомком которого и был р. Йосеф-Шломо.

Родился на острове Крит. Изучал Тору у своего отца, р. Элияу, главного раввина критской общины.

В пятнадцать лет, не прерывая занятий Торой, начал изучать философию в университете итальянского города Падуи, а также слушал лекции великого ученого Галилея по астрономии и математике. В дальнейшем он основательно и глубоко изучил медицину, и, возвратившись в 5373 /1613/ году на Крит, приобрел там обширную врачебную практику.

После смерти своей юной жены он отправился в путешествие по миру в поисках источников подлинной мудрости. В начале пути он посетил Египет, где завоевал высокий авторитет в кругу арабских ученых. В 5379 /1619/ году в Стамбуле (бывшем Константинополе) р. Дельмедиго сблизился с группой кабалистов — с тех пор вся его жизнь была посвящена постижению сокровенных разделов Устной Торы.

Из Стамбула он направился в Польшу, где прославился своим искусством врача — среди его клиентов были члены королевской семьи и представители знатной шляхты. Затем он стал личным врачом богатейшего князя Радзевилла, живущего в своем фамильном замке около Вильно (Вильнюса).

В Вильно вокруг р. Дельмедиго сложилась группа учеников, которых он посвящал в тайны кабалы.

В Тракае, в непосредственной близости от замка князя Радзевилла, находилось поселение караимов — члены этой секты отрицали Талмуд и мидраши мудрецов, подменяя Устную Тору собственной интерпретацией Пятикнижия. В этот период р. Дельмедиго участвовал в многочисленных диспутах с караимами — впоследствии на материале этих острейших дискуссий он построил первую часть своего знаменитого философского трактата Эйлам (Зал).

Около 5380 /1620/ года р. Дельмедиго принял предложенный ему пост раввина сефардской общины города Гамбурга. Большинство в его общине составляли бывшие марраны, бежавшие из Португалии и возвратившиеся к открытому соблюдению законов Торы.

В Гамбурге он написал трактат Мацреф лехохма (Горнило мудрости), в которых развиваются идеи кабалистов Цфата — и в первую очередь, концепции Аризаля (см.). Впервые эта книга была издана в 5389 /1629/ году в типографии г. Базеля.

Начиная с 5388 /1628/ года, р. Дельмедиго возглавлял сефардскую общину Амстердама. Здесь его другом стал выдающийся еврейский мыслитель р. Менаше Бен-Исраэль (см.), в типографии которого р. Дельмедиго опубликовал ряд своих сочинений.

В 5389 /1629/ году в Амстердаме был издан уже упомянутый трактат Эйлам: в нем нашли отражения энциклопедические познания, приобретенные р. Дельмедиго в области философии и естественных наук. По этим вопросам к нему обращались за консультацией многие раввины, начиная еще с периода его странствий по странам Востока, — его ответы и разъяснения также были собраны и обобщены в данной книге.

Особенный интерес представляют разделы трактата, посвященные проблемам астрономии, астрологии, алгебры и алхимии, а также обширная глава Таалумат хохма (Тайна мудрости), в которой рассматриваются вопросы, связанные с черной магией, гипнозом, хиромантией, физиономистикой и расшифровкой сновидений.

По свидетельству близких к нему людей, начиная с амстердамского периода своей жизни, р. Дельмедиго, прекратил всякие занятия нееврейскими дисциплинами. Он писал в тот период: «Отныне в обществе философов нет мне места… Свои сочинения, написанные по поводу философии Аристотеля, мне сегодня стыдно видеть — и хотелось бы уничтожить их… Весь остаток своих дней я посвящу служению Всевышнему, не занимаясь более никакими посторонними мудрствованиями» (Праким бетолдот Исраэль т.2.).

В 5391 /1631/ года, р. Дельмедиго переселился во Франкфурт на Майне и стал врачом еврейской общины. А с 5408 /1648/ года он окончательно обосновался в Праге, где в течение последующих восьми лет исцелял больных и продолжал свои занятия кабалой.

Р. Йосеф-Шломо Дельмедиго умер в Праге в первый день праздника Суккот 5416 /1655/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?