Темы: Предназначение, Ктуба, Женщина, Депрессия, Положение женщины в обществе
Хочу спросить у Вас: являются ли в Иудаизме женщины людьми второго сорта? Ведь в Торе сказано, что Адам будет господствовать над Евой. Если нет, почему измена жены не прощается, а мужа прощается? Очень надеюсь получить от Вас ответ. N.
Шалом, N.!
В таком коротком письме у Вас получилось затронуть несколько фундаментальных вопросов иудаизма. Чтобы разобраться в них подробно, потребовалась бы целая серия лекций. Но, поскольку у нас другой формат, попробуем «пройтись» по главным принципам вкратце.
1. Считает ли иудаизм женщин людьми второго сорта?
Что в принципе побуждает нас делить людей на сорта? — Восприятие людей как «набора единиц». То есть «по большому счету все люди одинаковые, и для того, чтобы нам было удобней с ними “работать”, мы делим их на сорта».
Иудаизм полностью отвергает такой подход. Каждый человек вне зависимости от пола, национальности и т.д. является единственным в своем роде. Таких, как он, никогда не было и никогда не будет. У каждого человека есть своя конкретная задача в этом мире, и только он/она может выполнить ее.
Основываясь на этой идее, мы можем понять, что среди людей не может быть деления на сорта. Оставим такой подход для картошки.
2. Что касается измен. Конечно же, нет никакого оправдания мужской измене… То, что сказано ниже, — чисто теоретическое объяснение… Поскольку Тора в принципе позволяет мужчине иметь несколько жен, мы не можем говорить о таком понятии, как мужская верность или мужская измена.
Поэтому более корректный вопрос, как мне видится, — почему Тора позволяет многоженство, но не позволяет женщине иметь несколько мужей?
Для этого нам нужно понять, как иудаизм смотрит на брак и его функции. Брак между мужчиной и женщиной в иудаизме (в отличие от принятого сегодня подхода) не является двусторонним договором с равными правами и обязанностями сторон.
Наоборот, если мы обратим внимание на то, что написано в Ктубе (традиционном еврейском брачном договоре), то увидим, что там перечислены обязанности мужа и права жены. То есть с точки зрения иудаизма мужчина несет ответственность за свою семью перед женой.
Тогда как у жены таких обязательств по Ктубе практически нет.
Иными словами, союз между мужчиной и женщиной по Ктубе больше похож на взаимоотношения родителя и ребенка. В таких отношениях взрослый несет весь груз ответственности, а ребенок по большому счету пользуется своими правами.
С другой стороны, у родителя может быть несколько детей, и мы не считаем это предательством или изменой. Хотя первый ребенок вполне может воспринимать рождение последующих именно так.
Но у ребенка не может быть несколько родителей.
Похожим образом у мужчины может быть несколько жен, но у жены не может быть больше одного мужа одновременно.
Это очень краткий ответ, и он, безусловно, не может полностью осветить те глубокие темы, которые Вы затронули.
Рекомендую Вам посмотреть на нашем сайте материалы о взгляде иудаизма на роли мужчин и женщин. Это поможет глубже понять, почему иудаизм в принципе разрешает многоженство, а также — почему мы фактически перестали практиковать это последнюю тысячу лет.
(См., например, ответы «Почему в субботнем гимне о добродетельной жене описана женщина-добытчик?», «Нужен ли религиозным женщинам феминизм?», «Дискриминируют ли женщин в иудаизме», статью «Многоженство» и т.д.).
С уважением, Рафаэль Шустер
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону