Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Контрабандист и рав

«И отделился Иеуда от братьев» (Ваешев, 38:1)

В нашей главе, после продажи Йосефа, мы находим Иеуду оставляющего братьев и идущего в Адулам. И писал Раши, что братья, увидев скорбь отца, перестали признавать его величие. Они предъявляли ему претензии: почему он допустил продажу Йосефа: «Если бы ты сказал нам возвратить его, мы бы тебя послушали». Братья хотели убить Йосефа, а Иеуда удержал их от этого — однако почему он не продолжил убеждать их, почему не утихомирил их гнев и не удержал от продажи.

Рассказывал Хафец Хаим, благословенна память праведника, о том, что видел своими глазами. Один человек тайно перегонял спирт, не платил налоги, и очень разбогател. Пока его не поймали. Его имущество конфисковали, и он был осужден на длительное заключение. Когда его, закованного в кандалы, сопровождали в тюрьму, взмолился он, перед полицейскими чтобы повели они его к раву города. Сжалились они над несчастным, которому предстояло долгие годы провести за решеткой, подумав, что он хочет попросить рава помолиться за него и благословить его. Привели его к раву, но к удивлению всех, заключенный начал кричать: «Это ты, рав, виноват в моем катастрофическом положении. Ты обо всем знал, почему же не увещевал меня. Почему не ругал меня, почему не преследовал меня, почему не предостерег меня, что конец вора — повешение, и я ничего не выиграю от этого?!»…

Точно с такими претензиями пришли братья к Иеуде: верно, что это была наша инициатива, верно, что ты вмешался и предотвратил убийство — но почему не сделал больше…

И заканчивал Хафец Хаим: нет отца, который не наставляет сына, и нет матери, которая не воспитывает. И дети слушают, кто больше, кто меньше. А родители говорят себе: мы свое сделали, улучшили и повлияли, но не совершенно, не полностью.

Но родители должны знать, что там, в высшем мире, когда дети увидят, что они потеряли из-за того, что не слушали полностью — они придут с претензиями к родителям и скажут им: если бы вы были более настойчивы, более тверды, мы были бы воспитаны лучше. (Мааян ашавуа)

Четыре вида снов

«Выслушайте, пожалуйста этот сон, который мне снился» (Ваешев, 37:6)

Спрашивается в Гмаре: в одном месте написано «Во сне говорю с ним» (Бамидбар, 12:6), в другом месте «Сны пустое говорят» (Зхария, 10:12). Как это может быть? Здесь — через ангела, а здесь — через беса (Трактат Брахот, 55). Объяснял рабейну Рамхаль, благословенна память праведника, что есть два вида снов. Один — естественный, и в него включены наши сны, «когда человек спит, его силы отдыхают, а чувства успокаиваются, его разум отдыхает и успокаивается, и только воображение действует и рисует разные картины из того, что рисовалось ему, когда он бодрствовал». Этот вид Гмара не рассматривает вовсе. Но есть еще вид: «И еще установил Творец, благословенно Его имя, что во время сна немного отключится высшая душа от ее связей с телом и будет странствовать в духовных мирах… И иногда ты будешь знать, чего постигла душа, связанная с телом, и пробудится от этого воображение и нарисует картины, увиденные в пути. Иногда очень спутано и со многими примесями, а иногда более ясно». Именно об этих постижениях спрашивают наши мудрецы, благословенна память праведников, чего они обозначают. Правдивы ли они с точки зрения «Сны, один подобен пророчеству» (Трактат Брахот, 57), или они являются воображением. И на это ответили, что все зависит от того, куда разрешено подняться душе во время сна. Ибо есть души, которым разрешено странствовать только в духовных мирах, близких к природе, и это уровень «сон через беса», и на эти сны вообще нельзя полагаться. А есть души, странствующие в высоких духовных мирах и видящие истинные видения, но и в этом случае нет снов без пустых примесей (Трактат Брахот, 55), но в любом случае, это правдивый сон. Поэтому должны быть душа чистой и высокой, а ступень человека возвышенной, но не каждый удостаивается этого. Кроме того, есть, разумеется, видения пророчества, в которых нет нисколько места воображению, как сказано «Что соломе — чистое зерно» (Ирмияу, 23:28), и они совершенно чисты и ясны. Но эта ступень спрятана в наши дни и вернется к нам только с ближайшим Избавлением, «И будут пророчествовать ваши сыновья и ваши дочери», чтобы это произошло вскоре, в наши дни.

Рассказывал гаон, кабалист, раби Авраам Адас, благословенна память праведника, своему ученику, гаону раби Яакову Кацину, благословенна память праведника: однажды я занимался устроением свадьбы одного из моих сыновей, и у меня не было денег. Время свадьбы приближалось, и я не видел выхода. От душевного расстройства я задремал и увидел, что во сне я иду в синагогу, а талит и тфилин у меня под мышкой. Когда я вышел из своего дома во двор, то предстал передо мной седой человек, окутанный во все белое. Я приветствовал его, и он ответил мне, а потом спросил: «Ты узнаешь меня?»

«Нет», — ответил я.

Сказал он мне: «Мое имя Элияу-спаситель. Мудрец, отчего его честь беспокоиться и горюет?»

Ответил я ему: «Скоро день свадьбы моего сына, а у меня нет денег оплатить мои долги и расходы на свадьбу».

Сказал он мне: «Удали тревогу из твоего сердца Знай, что сегодня придет к тебе раби Нисим египетский и даст тебе столько-то и столько-то».

Подумал я: «Кто такой раби Нисим египетский? И понял, что это благотворитель, праведник раби Нисим Нахум, благословенна память праведника, который приехал сюда из Египта.»

Сказал я ему: «Но я уже должен ему большую сумму!»

Ответил он мне: «Это в самом деле так, и он будет сомневаться, дать ли тебе деньги или погасить твой долг, но решит дать тебе», и тут я проснулся.

Благотворитель раби Нисим Нахум, благословенна память праведника, получал деньги для мудрецов от египетского комитета. Я пошел к нему. Сказал я ему: «Я знаю, что для меня пришла такая-то и такая-то сумма».

«Не знаю об этом», — ответил он.

Я удивился: неужели сон был пустой? Я вернулся домой разочарованным.

Под вечер пришел благотворитель Нисим Нахум сам ко мне домой и попросил у меня прощения. Сказал он: «Письмо пришло утром моему сыну, а я не знал об этом ».

Передал он мне конверт, а в нем точная та сумма. Спросил он: «Кто рассказал тебе о письме?»

Ответил я ему: «Не только об этом я знаю. Знаю и о том, что когда пришли деньги, его честь думал вначале скрыть их от меня и погасить мой долг, но потом решил этого не делать и отдать мне всю сумму полностью».

Удивился он и сказал: «Все верно, но откуда ты знаешь, что происходит в глубинах моей души?»

Открыл я ему: «Видел я во сне человека, подпоясанного кожаным поясом, а имя его — Элияу-спаситель, и он рассказал мне». (Авотейну сипру лану, При эц аган)

Невозможно предугадать, когда подействует упрек

«И оставил свою одежду в руках ее и убежал, и вышел вон» (Ваешев, 39:612)

Раши приводит слова наших мудрецов, благословенна память праведников (Трактат Сота, 36), что велико и ужасно было испытание Йосефа, но показался ему явный образ отца, и он удержался от греха. И писали об этом «Тосфот» от имени рабейну Моше Адаршана, что это был образ его отца, ведь написано «И нет никого из людей домашних там в доме», значит, другой человек, который не из людей домашних, был там. И это был образ его отца, показавшийся ему.

И старался зять Хафец Хаима, гаон раби Цви Гирш Левинсон, благословенна память праведника, слушать слова Хафец Хаима, говоря: Йосеф-праведник учился у отца, и когда был продан в рабство, устоял в большом испытании — показался ему образ его отца, и он удержался от греха. Невозможно предугадать, когда припомнится услышанное и насколько повлияет это в хорошую сторону в течение жизни.

И рассказал историю, слышанную от варшавского купца. Был у него в юности знакомый, начавший учить общие предметы. Оставил веру отцов и ассимилировался. Однажды, — рассказывал купец, — шел я по улице в Петербурге и встретил этого друга юности. Понятно, что стали мы расспрашивать друг друга о прошедшей жизни. Рассказал товарищ, что он — профессор в университете и известен в столице. И рассеял мои опасения, сказав: я еще еврей. Это, в самом деле, было удивительно, так как обычно евреям закрывали путь к большим должностям во всех областях. Я похвалил его за это, хотя и не понял, в чем заключается его еврейство… Сказал он мне: мое еврейство заключается в том факте, что я не согласился сменить мою веру, несмотря на все давления и угрозы не позволить мне получить желанную должность.

Спросил я его: что удержало тебя от последнего шага, и ты не сменил веру?

Сказал он: в свое время, когда я был в Вильно, то увидел, что люди стекаются на драшу. Я не знал, что будет выступать Хафец Хаим. Но я пошел туда тоже и слушал там волнующие слова, идущие из сердца. Понятно, что эти слова не произвели на меня впечатление, и я не изменил свою жизнь. Я усовершенствовался в науках и видел в этом весь смысл жизни. Я поднимался со ступени на ступень, но, в конце концов, мне сказали, что для достижения высокой должности я должен сменить мою веру. Вера не имела в моих глазах никакой важности, и у меня не было никакой проблемы объявить себя не евреем, а христианином. Но тут перед моими глазами предстал образ Хафец Хаима, произносящего речь о самопожертвовании каждого еврея, в любом положении ради того, чтобы удержаться на той ступени, где он находится. И я решил, что, хоть и нахожусь на нижней ступени, препояшусь самопожертвованием, чтобы не упасть с нее. Буду держаться хотя бы за нее. Понятно, что мне вредили, и от меня требовались двойные усилия, чтобы меня продвинули, несмотря на мое еврейство. Но я устоял в испытании и не сменил мою веру. (АХафец Хаим и его деятельность, Рав М.М. Яшар)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Нормально ли спать раздельно с мужем?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как евреи ищут знакомства?

14 мая, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

13 мая, отвечает Ципора Харитан

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше