«…вот устав пэсаха (пасхальной жертвы)… никакой необрезанный не должен есть его» (Шмот 12:43, 48).
В Мидраше (Шмот Рабба 19:5) сказано:
«Никто (из евреев) не делал обрезание в Египте, кроме колена Леви… И Святой, благословен Он, хотел избавить их (от египетского рабства), но не было у них заслуги. Что же сделал Святой, благословен Он? Призвал Моше и сказал ему: “Иди и обрежь их!” Но многие из них не приняли на себя (обязанности) обрезания.
(Тогда) сказал Святой, благословен Он, чтобы устроили Песах. И когда Моше принес пасхальную жертву, повелел Святой, благословен Он, четырем ветрам мира, веющим в Райском саду, напитаться запахом пасхальной жертвы… И разнесся тот запах на расстояние сорока дней пути. Пришел весь народ Израиля к Моше и просили его: “Пожалуйста, дай нам мяса от жертвы, которую ты принес” — так как были они истомлены этим запахом.
Сказал Святой, благословен Он: “Если не обрезаны вы — не едите вы (этого мяса)”. Немедленно решились они и сделали обрезание, и смешалась кровь пасхальной жертвы с кровью обрезания. А Святой, благословен Он, проходил и целовал и благословлял каждого, как сказано: “А Я проходил мимо тебя, и Я увидел тебя, истекающую кровью твоей, и Я сказал тебе: В крови твоей живи!” (Йехезкель 16:6) — живи в крови пасхальной жертвы, живи в крови обрезания».
Идея этого мидраша— необычна. Известно, что человек должен сначала «открыть вход хотя бы размером с игольное ушко» — сделать первый шаг со своей стороны — и лишь тогда он удостаивается помощи Свыше. Но в мидраше порядок иной: без всякой инициативы со стороны народа Израиля Всевышний побуждает их сделать обрезание — чтобы они могли избавиться от рабства!
Суть этого подхода нам поможет почувствовать следующая история.
В магазин к одному уважаемому еврею, который продавал тфилин, мезузот и другие «предметы иудаики», зашел человек, явно далекий от Торы, как Восток от Запада. Владелец магазина удивился такому визиту, но всё быстро прояснилось. Посетитель достал из сумки ветхий мешочек для тфилин и сказал:
— Это я в дедушкиных вещах нашел, он недавно умер. Хочу продать. Сколько вы за это дадите?
Хозяин магазина с горечью выслушал посетителя. Сначала он попытался убедить его накладывать тфилин самому. Но когда понял, что этого не будет, что парень хочет получить за тфилин несколько грошей — и только потому не выбрасывает их в мусор, он взял у него старый мешочек и отдал одному из своих помощников, чтобы тот проверил тфилин и оценил их стоимость.
Вскоре помощник удивленно воскликнул:
— Здесь очень красивый шрифт, написано просто великолепно!
— Да, мой дед был большим раввином… у него была белая борода и в глазах свет… Но я? Я уже далек от всего этого, — пояснил внук и попросил назвать сумму, которая ему причитается.
Но прежде, чем продавец успел ответить на этот вопрос, в магазин вошла женщина, которая, судя по внешнему виду, тоже была весьма далека от Торы и заповедей.
— Хочу купить кошерные тфилин! — заявила она, а на вопрос продавца, насколько они должны быть качественными, ответила:
— Мне не нужно ничего дорогого, но это должно быть кошерно. По-настоящему. Это для моего сына, и я надеюсь, что они будут оберегать его.
Хозяин магазина, человек опытный, сразу понял, что за этим стоит какая-то история. Он попытался разговорить женщину, и это оказалось нетрудно:
—Что мне вам сказать, рав? Мы не религиозные… Но сегодня утром позвонил сын, он служит на юге Ливана. С тех пор, как его мобилизовали, я не сплю ночами из-за тревоги. И вот сегодня он позвонил и рассказал о явном чуде, которое с ним произошло. Вот что он рассказал:
«Сегодня на нашу базу прибыл новый солдат, религиозный. Рано утром он отошел в сторону помолиться, а на голове и на руке у него были тфилин. Он предложил всем тоже надеть эти кубики, но большинство наших отказалось. Только мы с другом решили попробовать, и этот религиозный повязал нам тфилин на голову и на руку и сказал повторять за ним то, что он произносил.
В тот момент я почувствовал какое-то как бы тепло в сердце, но не обратил внимания. Вернул тфилин этому парню, а через минуту меня и еще двоих вызвали к командиру, и он нас отправил на разведку местности. Это рутинное дело. Мы быстро вышли на задание, но тут случилось что-то странное: ремень моего автомата зацепился за куст и, чем больше я пытался его высвободить, тем сильнее он запутывался. Те двое продолжали двигаться вперед, я шел последним, они даже не заметили, что я застрял. В других обстоятельствах это не было бы проблемой. Я бы их быстро догнал. Но в тот момент — мне как раз удалось высвободить ремень — раздался мощный взрыв! Ребята, которые шли впереди, нарвались на мину, получили тяжелые ранения…
Я быстро вызвал подмогу по рации. Машина пришла почти сразу и вывезла раненых, а я остался. Я был потрясен: снова и снова проверял и не верил глазам: на мне — ни царапины! Похоже, я спасся благодаря тфилин… Теперь собираюсь каждый день их накладывать».
— Так рассказал сын, — продолжала женщина. — И попросил купить ему кошерные тфилин. Ну и вот. Я сразу пришла сюда.
Владелец магазина с волнением выслушал ее историю и, когда она закончила, поспешил в служебное помещение, чтобы поискать там, что подойдет ее сыну. Но тут раздался голос парня, который принес тфилин деда:
— Давайте-ка мои тфилин обратно, мне они, пожалуй, самому нужны…
Наверное, его дедушка просил за него перед Престолом Славы и Свыше отправили посланницу, чтобы побудить внука накладывать тфилин…
Мы видим: иногда по причине, которую мы не в силах понять, Всевышний побуждает человека к раскаянию, хотя тот не сделал для этого ни единого шага. Но такое случается, хотя и очень нечасто — быть может, благодаря заслугам предков.
Так произошло и с сынами Израиля — в тот момент они не были достойны избавления и, всё же, когда настал час, Всевышний решил спасти их. (Лэламедха)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону