«Воззри же из святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой…» (Дварим 26:15).
Сказано в мидраше (Танхума 1):
«Посмотри, как дороги (Всевышнему) те, кто исполняет заповеди, и о скольких вещах они могут просить. Если у человека есть проблемы, которые можно решить (только) на самом высоком уровне, он должен потратить огромные деньги, прежде чем ему устроят встречу с царем. А когда он придет к царю, неизвестно — удовлетворит тот его прошение или нет.
Со Святым, благословен Он, всё иначе. Человек приходит на свое поле, видит там первые созревшие плоды винограда, инжира, граната, кладет их в корзину и поднимается в Иерусалим. Приходит, встает посреди двора Храма, просит милосердия для себя, для народа Израиля, для Земли Израиля, как сказано: “Воззри же из святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиль, и землю, которую Ты дал нам…” Более того, он еще и говорил: “Не отойду отсюда, пока не исполнишь Ты мою просьбу в этот день!” Раздавался голос Свыше и отвечал ему: “Удостойся в будущем году принести столько же, сколько сегодня”».
Удивительные слова.
Меньше чем через две недели мы предстанем перед Творцом мира с нашими просьбами. Может ли человек даже подумать о том, чтобы сказать: «Не уйду отсюда, пока не исполнишь Ты мою просьбу в этот день»?
Как же мы хотим услышать в ответ: «Удостойся в будущем году…»
Удивительно, что мы, обычные люди, можем просить не только о себе, но и обо всем народе, о Земле Израиля…
Но это действительно так. По какому праву? По праву благодарности! Ибо таков путь Творца мира: Он готов дарить в изобилии, «полными пригоршнями», если только люди умеют это ценить и знают, как благодарить!
У благодарности две ступени: признавать сделанное для нас добро и благодарить за него. Именно поэтому мы должны читать молитву Амида сразу вслед за благословением «Геула» («Избавление») — благословением после утреннего Шма. В еврейском Законе это называется «присоединять Избавление к Молитве». Благодарность за избавление в прошлом открывает врата Небес для просьбы о будущем.
По этой же причине благословение «Модим» («Благодарны мы Тебе…») в Амиде произносят непосредственно перед благословением «Сим шалом» («Даруй мир…»): благодарность за прошлое позволяет просить о «мире, добре и благословении, жизни, милости, любви и милосердии». В награду за благодарность мы можем просить о такой милости и благословении Всевышнего.
Перед нами — две недели на то, чтобы открыть глаза и увидеть всё благо, которое нам даровал Всевышний. Жизнь, здоровье, покой, достаток, обеспеченность. И восхищаться, благодарить и прославлять! Так удостоимся благоволения Б-га, исполнения всех наших просьб к добру.
У ученика гаона раби Элияу Свея много лет не было детей. И вот, с помощью Небес, у него родился сын в добрый час. Но ребенок родился недоношенным и первые месяцы жизни провел в больнице. Команда врачей самоотверженно заботилась о нем, и в один прекрасный день его в стабильном состоянии выписали домой.
Отец ребенка, который был глубоко благодарен сотрудникам больницы, подошел к своему учителю, раби Элияу Свею, чтобы посоветоваться, какой подарок купить врачам в признательность за их помощь.
К удивлению ученика, раби Элияу сказал ему: «Не покупай ничего». Вместо этого он предложил другое: «Когда повитухи оставляли жизнь еврейским детям в Египте (Шмот 1:17), Всевышний наградил их тем, что “народ умножался и весьма усиливался” (там же, 20). Само то, что повитухи видели результат своих трудов, то, что еврейский народ умножается, стало для них самым дорогим подарком. Поэтому советую тебе вместо того, чтобы покупать подарки: приходи каждый год в больницу с ребенком в его день рождения, чтобы они видели, как он растет».
Отец так и поступил. Ежегодно он ездил в больницу с сыном, чтобы спасшие его врачи видели, как он развивается и растет. Когда же мальчику исполнилось 13 лет, он сам пришел в больницу и вручил врачам приглашения на свою Бар-Мицву (совершеннолетие).
Тогда заведующий отделением прислал семье письмо, где, среди прочего, было сказано: «Мазаль тов (поздравляем)! Хотим, чтобы вы знали, как ваши ежегодные визиты были важны для нас. Обычно нам неизвестно, как ребенок растет и развивается после того, как покидает нас… В течение всех этих лет ваш ребенок служил нам поучительным примером: вот каким может стать любой рожденный раньше срока. Мы всегда упоминаем его, чтобы стимулировать наших сотрудников лучше работать: ведь им легче работать, зная, что каждый ребенок, которого мы спасаем, может вырасти таким же, как ваш сын. Люди иногда посылают нам цветы, воздушные шарики и сладости. Но цветы всегда увядают, шарики лопаются, а сладости заканчиваются. Ваш же ежегодный подарок остается ценнее золота» (Ильхот Амелим).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону