«И сказал фараон Йосефу: так как Б-г возвестил тебе всё сие, нет разумного и мудрого, как ты» (Берешит 41:39). Удивительно! Когда Йосеф толкует сны фараона и говорит, что его успех как толкователя зависит не от его собственных талантов, а только от помощи Всевышнего (там же, стих 16), фараон немедленно признает Б-га Йосефа и провозглашает: «Так как Б-г возвестил тебе всё сие…»
С другой стороны, фараоны далеко не всегда спешили признавать реальность. Фараон, правивший немногим более двухсот лет спустя, категорически не желал признавать Б-га евреев, даже видя явные знамения и чудеса. Он заявляет Моше и Аарону (Шмот 5:2): «Кто есть Б-г, чтоб я послушал голоса Его?..»
Удивительно: почему реакции двух фараонов столь различны?
Ответ на это нам поможет найти следующая история: дело было в Иерусалиме около ста лет назад. Еврейский банкир раби Меир Гамбургер предоставил своему соседу-арабу огромный кредит: 250 наполеондоров.
Раби Меир и его сосед уважали друг друга и доверяли друг другу — на основании долгого опыта. Тем не менее, на этот раз, когда сосед пришел и попросил огромную сумму, в которой отчаянно нуждался, раби Меир засомневался. Как можно отдать такие большие деньги в руки человека, который даже поручителей не привел?
С другой стороны, размышлял раби Меир, если выразить сомнение в честности соседа, тот оскорбится до глубины души и это поставит под удар их добрые отношения. Раби Меир напоминал себе, что неоднократно одалживал соседу деньги и тот каждый раз расплачивался в срок. Правда, речь никогда еще не шла о таких крупных суммах. Но, всё же, этот человек доказал свою честность и надежность.
Так, в конце концов, доводы в пользу соседа перевесили и раби Меир передал ему эту сумму. Сосед обещал вернуть деньги буквально в тот же день. Но ни в тот день, ни на следующий он не пришел. На третий день, когда раби Меир подошел к нему и вежливо поинтересовался, когда он намерен вернуть долг, сосед стал отрицать сам факт займа.
— Я никогда не брал у тебя таких денег! — воскликнул обманщик с возмущением.
Раби Меир понял, что его опасения оправдались. Расписки не было, деньги были переданы без свидетелей, поэтому обратиться в суд он не мог. Оставалась последняя надежда на совет раби Лейба Даяна, одного из выдающихся мудрецов Иерусалима тех дней. Быть может, он найдет способ спасти деньги.
Раби Лейб внимательно выслушал рассказ банкира. Поразмыслив, он успокоил раби Меира и научил его, как поступить. Вскоре раби Меир отправился к кади (мусульманскому судье) и поведал ему всю эту историю.
— К сожалению, ничем не могу помочь! — ответил кади, изображая сочувствие. И раби Меир ушел. Оставив, однако, мешочек с монетами.
— Нет! Я этого ни за что не возьму! — кричал ему вслед кади. Но раби Меир поспешно ушел, в точности выполняя указания мудреца. Понятно, что шариатский судья не побежал за ним, чтобы вернуть деньги.
Из дома кади раби Меир поспешил к соседу-обманщику и повел с ним разговор так, как будто ничего не случилось. И как бы между прочим произнес:
— Понятно, что ты украл мои деньги не со злобы, а из-за большой нужды. Поэтому у меня к тебе предложение: я готов купить у тебя половину твоей доли в Будущем мире за всю сумму, которую тебе одолжил. Тогда совесть твоя будет чиста, и ты будешь знать, что получил деньги честно.
Услышав это, сосед был счастлив. Что ему сейчас доля в Будущем мире? Уж половины-то ему точно хватит! Главное, что 250 наполеондоров останутся у него и еврей не будет пытаться их вернуть! Сосед немедленно подписал договор о «продаже» своей доли, и они разошлись довольные…
Через несколько дней раби Лейб «случайно» встретил кади и рассказал ему о том, на чем помирились раби Меир-банкир и его сосед. Кади немедленно понял, что ему делать:
— Не беспокойтесь! Всё будет в порядке!
В тот же день он пригласил к себе соседа раби Меира.
— Я видел сон, — начал кади, как только гость переступил порог его дома. — Я видел, что ты умер, но тебя не хотели пускать в рай потому, что ты продал свою долю еврею, да еще и договор об этом подписал! Знай же, что я не могу этого так оставить. Если ты сегодня же всё не уладишь, тебя ждет отлучение от общины!
Теперь у соседа-обманщика не было выбора. С горечью вернулся он к раби Меиру и отдал весь долг до последней монеты, чтобы расторгнуть договор о «продаже» половины своей доли в Будущем мире.
Что ж, евреев часто обвиняют в том, что для них реальную ценность имеют только деньги, выгода! Ради денег, считается в некоторых культурах, евреи готовы продать свои ценности и принципы, а заодно и веру. Видимо, люди, разделяющие подобные взгляды, рады приписать другому собственный изъян — в полном согласии с известным талмудическим принципом (Кидушин 70б)!
Теперь у нас есть ответ на вопрос, который мы задали в самом начале. Раби Яаков Нейман объясняет: Когда Йосеф с помощью Всевышнего истолковал сон фараона, тому это понравилось — поскольку возвещало богатство и огромную прибыль. В этой ситуации фараон принял предсказание и с радостью признал Б-га. Ведь как не принять такого Б-га, у Которого деньги в рукаве!
А от фараона, правившего во времена Моше, еврейский Б-г потребовал отпустить целый народ, бывший в него в подчинении, значит — расстаться со своим имуществом, частью своего богатства. Такой Б-г ему был не нужен. Поэтому фараон тотчас воскликнул: «Кто есть Б-г, чтоб я послушал голоса Его?!» (Лэламедха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону