Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Молящийся поздно уподобляется служителю, опаздывающему на работу

«И будет сжигать на ней коэн дрова каждое утро» (6:5). Однажды Бабу Сали спросили: почему он так тщательно следит за тем, чтобы каждое утро молиться Шахарит вместе с восходом солнца?

На это праведник ответил: «Когда наступит тот день, в который я предстану перед небесным судом, скорее всего, судить меня начнут за выполнение Шулхан Аруха, начиная с первых его пунктов. И если я не смогу утвердительно ответить, когда меня спросят о выполнении первого пункта “Чтобы человек сам будил рассвет”, как тогда продолжится мой суд? Если же я встаю рано, то смогу хотя бы на первый вопрос ответить уверенно».

Каждое утро в раннее время коэн должен был вставать, чтобы зажигать дрова на жертвеннике, как этому учит Гмара (Псахим 59 а). Видя удвоение слова «утро», Гмара объясняет, что уже с того самого момента, как появлялись первые лучи солнца, коэны спешили на свое служение.

Поскольку же молитвы были установлены вместо постоянной жертвы (Брахот 26 б), автор книги «Наар Шалом» видит в этом доказательство того, как важно пораньше вставать в синагогу.

В трактате Брахот (8 а) приводятся слова раби Йоханана: он говорит, что в Вавилоне есть старцы, которые долго прожили потому, что приходили в синагогу раньше других утром и выходили из нее позже других вечером. Человеку, который раньше приходит в синагогу и бейт-мидраш и позже уходит оттуда, Б-г дает долголетие. Гаон раби Моше Леви объясняет это так: «Здесь действует принцип “мера за меру”: человек выделяет часть своего личного времени, добавляя часы к Торе и молитве днем и ночью. За это Святой, благословен Он, говорит ему: не думай, что ты потерял это время — Я добавлю тебе еще столько же лет жизни, чтобы ты мог и дальше заниматься Торой и служением Мне».

Гаон раби Йеуда Цадка, глава ешивы «Порат Йосеф», говорил следующее: «Я удивляюсь тем, кто встает в поздний час и произносит утреннюю молитву — как они могут потом говорить в Рош-Ходеш: “Славьте Б-га, служители Б-жьи!” Разве бывает служитель, который встает в поздний час на свое служение?»

Кто хорошо толкует, должен хорошо и выполнять, и действительно в синагоге «Шемеш Цдака», где он молился, ни один человек не опережал его на молитву, кроме габая раби Мулы-Абы Наки, который вставал, чтобы открыть двери синагоги.

Однажды рав почувствовал «зависть книжников» и решил, что хотя бы один день он придет туда раньше габая. И действительно, в тот день он встал за несколько часов до молитвы и поспешил в синагогу.

Но, к его удивлению, в синагоге уже горел свет, и Мула был уже на месте. На удивленный вопрос рава «что случилось?» и почему тот пришел в этот раз так рано, габай рассказал, что в эту ночь он пытался уснуть, но по какой-то причине это никак ему не удавалось. Тогда он сказал самому себе: «Если уж не могу заснуть, пойду прямо сейчас в синагогу». Так с Небес устроили, чтобы первенство в этом деле осталось за ним.

В этой связи зять рава Цадки — гаон раби Яаков Ашкенази — рассказывает, что рав Цадка настолько ограждал себя от всего, что казалось ему излишествами, что даже не соглашался, чтобы в его доме устанавливали телефонный аппарат (речь не идет о мобильном телефоне, который сегодня в нескольких версиях присутствует в каждом доме). Члены семьи подталкивали его впустить в их дом это устройство, чтобы они могли всегда быть с ним на связи, но он отказывался, утверждая, что телефон приведет к прерыванию в занятиях Торой.

В конце жизни у него болело сердце, и после сердечного приступа он согласился с родными и, не имея выбора, разрешил установить телефон. Но и здесь, как и в остальных его сферах его жизни, было очевидно его мышление, диктуемое Торой. Он решил, что первая же беседа по телефону должна быть посвящена словам Торы, чтобы и в дальнейшем по этому аппарату говорили лишь о хороших вещах — примерно, как это делается при заселении в новый дом. Поэтому он взял трубку, набрал номер своего сына-гаона раби Моше Цадка и стал разговаривать с ним о недельной главе Торы.

«Короткое время спустя после установки телефона, — рассказывал рав Ашкенази, — у меня дома раздался звонок рано утром. Я поднял трубку, и на другом конце услышал “говорит Йеуда” (без всяких титулов). Он сказал, что дверной замок у него дома заклинило, и он оказался заперт дома. Стал извиняться, говоря, что как раз сегодня — день его рождения (3-е Швата), и будет очень жаль, если в такой день он пропустит свою раннюю молитву, ставшую ежедневной привычкой. Я стремительно приехал к нему домой, дверной замок был старым и простым. Я попросил подать мне нож через щель под дверью, и так сумел справиться с заклинившим замком.

Спустя несколько дней, рав встретил одного из своих сыновей, который настаивал на покупке телефона, и рассказал, как застрял в доме, и как звонил мне, чтобы я открыл дверь. Сын ответил тоном победителя: “Ну, видишь, папа, как хорошо иметь телефон! Без него как бы ты выбрался из дома?”

Но раби Йеуда не был впечатлен этим доводом: “Знай, — ответил он решительно, — что дверь заклинило, только потому что в доме был установлен телефон. Если бы его не было, дверь бы не запиралась вовсе, по принципу “Дает снег, как шерсть” — Б-г дает снег в соответствии с шерстью”» (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Нормально ли спать раздельно с мужем?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как евреи ищут знакомства?

14 мая, отвечает Рика Гдалевич

Стоит ли создавать семью, если молодого человека очень многое во мне не устраивает?

13 мая, отвечает Ципора Харитан

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше