Темы: Иосиф, Ашгаха пратит, Микец, Оцарот, Чтение для детей, 12 колен Израиля, Рассказы
«И сказал он своим братьям: возвращено серебро мое, и даже вот оно, в суме моей. И обмерло сердце их, и они с трепетом друг другу говорили» (42:28). В этих главах мы учим, какова была сила и мужество святых братьев, которые в одиночку убили всех жителей Шхема и даже угрожали Йосефу, что если он не отпустит Бенъямина с ними, они разрушат весь Египет! В таком случае удивительно: как понять сильный страх, который овладел ими в этот момент? Они думали, что не смогут заставить Йосефа дать им пищу в годы голода? Разве те, кто способен разрушить Египет, не смогут силой отнять все, что необходимо им для жизни, если им не дадут это по закону?
Следующий рассказ прояснит ответ.
Однажды гаону раби Исеру Залману Мелцеру рассказали, что на кухне в кастрюле закипело молоко, которое перелилось через край, и часть его пропала. Услышав это, он сразу сказал: «Знаю, почему так случилось. Каждый день к нам в дом заходит бедняк и получает две монеты. А сегодня ему дали одну монету, и я не сомневаюсь, что пролившееся молоко как раз стоит ровно столько, сколько недополучил тот бедняк».
К этому раби Мелцер прибавил: «Быть может, вы удивитесь, откуда у меня такие расчеты. Но я вам расскажу, что происходило в прошлом. Однажды к гаону раби Хаиму из Воложина пришли и сказали, что ведро в колодце оторвалось и упало вниз, и теперь его не достать. Услышав это, раби Хаим погрузился в себя и стал вести расчеты. Затем он отдал несколько монет на милостыню и заявил: “Теперь вы сможете достать ведро из колодца”. Так и получилось.
После этого случая раби Хаим все объяснил: “Как известно, мой обычай — отделять пятую часть от любой суммы, которая ко мне приходит. Но сегодня утром возникло сомнение по поводу некоторой суммы, отделил ли я от нее пятую часть или только десятину. И поскольку десятину-то я уж точно отделил, я решил оставить как есть и велел пользоваться оставшимися деньгами.
А теперь, когда стало известно о ведре, я снова стал подсчитывать деньги и понял, что не следовало облегчать. И как только я выплатил недостающее, отдав эти деньги бедным, ведро вернулось из ямы”.
Отсюда мы видим, как великие мудрецы Израиля могут своим кристально-чистым взглядом понять, какой грех привел к постигшему их ущербу. Поэтому они умели исправлять испорченное, и проблема устранялась после того, как в ней уже не было необходимости».
Теперь ответ на наш вопрос, как объясняет гаон раби Моше Хеврони.
Страх святых братьев был не от того, как поведет себя Йосеф. С любыми его действиями они легко могли справиться. Страх возник от того, что они проверили свои поступки и не смогли понять, какая духовная причина вызвала такое наказание. Как и положено праведникам, они поняли, что за материальными событиями скрывается духовный грех, и устрашились от мысли, что не могут найти этот грех и исправить (Леламедха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону