Темы: Оцарот, Изучение Торы, Тосафот, Чтение для детей, Рассказы
«И не умножит себе жен» (17:17). 501-я заповедь — чтобы царь не заводил себе слишком много жен. В Книге Воспитания написано: «Причина этой заповеди объяснена в Писании — обилие жен отвлекает сердце их мужа, они соблазняют его делать то, что не следует».
Тот, кто заинтересован найти себе такую жену, которая не станет отвлекать его от преданности Всевышнему, должен последовать совету Торы — проверить ее братьев. В Талмуде (Бава Батра 110 а) Рава выучивает этот принцип из стиха «И взял Аарон Элишеву, дочь Аминадава, сестру Нахшона, себе в жены».
Как же следует поступать, если расследование показало, что один из братьев девушки хороший, а другой — нет? В соответствии с кем из них нужно решать вопрос?
Наш учитель гаон раби Й. Ш. Элияшив ответил на это, указав, что Рамбам вообще не приводит такой закон, чтобы жених проверял братьев невесты. С другой стороны, вроде бы никто не оспаривает слова Равы в Гмаре. Почему же Рамбам игнорирует этот закон?
Приходится сделать вывод, что это не более, чем просто хороший совет, а не закон. А значит, если имеется хотя бы один хороший брат, то остальных можно уже не проверять. Также и в книге «Читающий письмо» в одном из писем раби Я. И. Каневского говорится, что если есть хорошие братья, можно на это положиться и не остерегаться более.
Бывают жены, которые уводят своих мужей на недобрый путь, но есть и в наши дни праведные жены, побуждающие мужей заниматься Торой и развивать в себе трепет перед Небесами, избавляя их от всяких посторонних забот, чтобы те могли все свое время посвящать только изучению Торы. Но, само собой разумеется, необходима особая помощь свыше, чтобы удостоиться встретить такую жену. Давайте посмотрим, до какой высоты может подняться величие еврейской женщины, и сколько заслуг она способна обрести всего лишь одним поступком.
Благословенная деятельность организации «Лев ле-Ахим» поспособствовала тому, что уже тысячи детей пришли к ортодоксальному воспитанию. Перед нами — уникальный рассказ об одном из учеников в религиозной школе «Бейт Давид». По всем признакам из него может вырасти один из глав следующего поколения.
Этот ученик учится в восьмом классе. Он вырос в нерелигиозной семье. Еще до недавнего времени он не соблюдал заповеди. Переворот в его жизни произошел после визита одной из активисток организации «Лев ле-Ахим» в дом к его семье. Она убеждала его родителей перевести ребенка в религиозную школу.
Отец не склонен был соглашаться, но мать была впечатлена словами этой активистки, пришедшей к ним в дом. Она отметила, что такого благородства в речи сегодня уже не услышишь в других местах, и выразила свое согласие перевести ребенка в религиозную школу «Бейт Давид» в городе Холон.
Едва лишь этот ребенок пришел в свою новую школу, как сразу же поразил всех своими обширными талантами, а особенно — своим неиссякаемым трудолюбием в изучении Торы. Он не ограничивался трактатом Бава Кама, который изучали в школе. После полудня он также изучал трактат Хагига и для этого проходил среди старших учащихся колеля, прося, чтобы те объяснили ему краткие выдержки из Тосафот.
К концу года он пришел, чтобы пройти экзамены в одну из лучших младших ешив. Перед этим я снабдил его рекомендательным письмом к главе ешивы, где отметил, что по всем признакам из него может вырасти великий мудрец поколения, и было бы жаль пропустить возможность и не принять такого ребенка.
Когда тот вошел в кабинет главы ешивы, его спросили, где он учится. И когда тот ответил, что это в школе «Бейт Давид», глава ешивы сказал, что сильно сожалеет: «У нас в ешиве мы не принимаем детей из таких религиозных школ, а только из хедеров».
В этот момент ребенок вытащил мое письмо, — рассказывает рав И. Зильберштейн. Глава ешивы прочел в нем, что ребенок может стать большим мудрецом, и спросил его, в чем тот готов пройти экзамен. Тогда мальчик ответил, что изучал трактат Хагига.
На удивленный вопрос «Разве этот трактат изучают в школе?» мальчик ответил, что занимался им самостоятельно между уроками. Глава ешивы начал экзаменовать его и был удивлен, видя, что ребенок владеет всем трактатом вдоль и поперек. «Несмотря на то, — в итоге заявил он, — что обычно мы принимаем учеников только из хедеров, да еще и проводим дополнительный экзамен с машгиахом, я приму тебя сразу же».
Кроме удивительного стремления этого мальчика к изучению Торы, достойно восхищения и то, сколько заслуг обрела благодаря этому активистка из организации «Лев ле-Ахим».
В книге Зоар обсуждается место погребения Моше Рабейну. Там говорится, что слова «И не знает никто могилы его до сего дня» (Дварим 34:6) относятся также и к будущему миру — ни у кого нет права входить в чертог Моше Рабейну, кроме одной женщины.
И что же это за женщина? Это Батья, дочь фараона! Чем же она удостоилась такого права? Тем, что именно она спасла Моше из реки. Благодаря ей он рос и развивался, достигнув в итоге всего, чего он достиг.
Следовательно, у этой активистки, благодаря которой талантливый ребенок пришел к обучению в религиозной школе, тоже будет значительная доля заслуг во всем, что в дальнейшем с ним произойдет. И если из него и в самом деле вырастет великий мудрец Израиля, как все надеются, то и она обретет для себя за счет этого высокую ступень (Мицвот бе-Симха).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону