Темы: Мирьям, Шмот, Недельная глава, Оцарот, Чтение для детей
«И сделал им дома» (1:21). Тора рассказывает нам о преданных своему делу повитухах, которые самоотверженно помогали спасти еврейских детей и подвергали себя опасности, оставляя их в живых. Они не только не откликнулись на приказ фараона убивать детей, но и приносили им пищу, а также оказывали любую посильную помощь. Это были мать и дочь — Йохевед и Мирьям. Тора дала им имена в соответствии с их личными качествами — Шифра и Пуа.
«Шифра, — говорит Гмара, — за то, что она “улучшала” (мешаперет) младенца», то есть мыла его и пеленала, когда это было необходимо.
«Пуа, — продолжает Гмара, — за то, что она пела и разговаривала с младенцем, подобно женщинам, успокаивающим плачущего ребенка».
В награду за это повитухи получили «дома»: Йохевед стала матерью Моше и Аарона, первый из которых передал Тору еврейскому народу, а второй стал коэн-гадоль и родоначальником коэнов, служителей Б-жьих на все поколения. А Мирьям вышла замуж за Калева бен Йефуне, и от нее протянулась династия царей дома Давида, идущая до самого Машиаха, который вскоре избавит нас (см. Раши).
Давайте задумаемся над всем сказанным. Йохевед занималась тем, что необходимо для самой физической жизни ребенка, «улучшала младенца», и в итоге удостоилась стать матерью тех, кто поддерживал жизнь народа Израиля в духовном плане на целые поколения — столпов Торы и служения Всевышнему. А Пуа успокаивала младенца и пела ему. Это не касалось потребностей выживания, а было «всего лишь» дополнительной любовью и заботой. В результате она стала матерью царей.
Ведь главное призвание царя — уделять внимание благополучию народа, источать любовь!
Следовательно, когда говорят, что каждый раввин — как царь для своей общины, и что «цари — это наши учителя» (Гитин 62 а), и каждый родитель — как царь в семье (Авот раби Натана 28), мы должны знать, что в этом и состоит наша основная обязанность, ради которой мы были избраны — уделять внимание и источать любовь!
Каждое утро, когда наш учитель, «законодатель поколения» гаон раби Моше Файнштейн направлялся домой после утренней молитвы, он останавливался у входа в парикмахерскую и приветствовал ее владельца с благословением: «Шалом, господин Герберт, доброе утро!»
«И тебе доброе утро, раби!» — отвечал парикмахер. Это уже превратилось в рутинную привычку, но все равно озаряло весь последующий день для него. Было очевидно, что пожилой рав благословляет от всего сердца и желает всего наилучшего. Да и кроме того, все говорят, что он такой важный раввин! Клиенты-евреи приходят в такое волнение, когда он останавливается и благословляет. Они даже встают с мест с почтением перед ним. Не перестают восхищаться и подчеркивать перед ним (парикмахером), какая честь ему выпала, что «самый великий раввин в мире», как они его называют, ежедневно останавливается высказать ему приветствие.
Каждый день, кроме святого шаббата!
А на следующий день после шаббата он снова начинал останавливаться с сияющим лицом.
Сопровождающие рава Файнштейна удивлялись: «Зачем Вы так стараетесь благословлять его каждый день? Он ведь еще, ко всему прочему, нарушает шаббат!»
Наш учитель отвечал: «Первое ваше затруднение разрешается вторым. Упреки и протесты точно не помогут, а дружеское приветствие — может быть, да».
Спустя некоторое время рав Файнштейн проходил мимо парикмахерской в шаббат, и она была закрыта. Вывеска возвещала о том, что она больше не работает по шаббатам и еврейским праздникам. На следующий день рав, по своему обыкновению, вновь остановился поприветствовать парикмахера, а тот произнес: «Раби, теперь парикмахерская закрыта по шаббатам».
«Я видел, сын мой. Да будешь ты благословен. Шаббат — он источник благословения!»
«А Вы знаете почему? Это из-за Ваших благословений. Всю неделю Вы останавливались возле моего входа, а по шаббатам — нет… А я хочу благословения также и в шаббат!»
«Да будешь ты благословен, сын мой. Сам шаббат благословляет тебя, чтобы у тебя был праздник» (Ве-аиш Моше).
Женщина страдала от депресий и неожиданно узнала, что она беременна. Врач установил, что из-за родов ее состояние ухудшится и делал неутешительные прогнозы. Ее муж в растерянности поспешил посоветоваться со своим раввином, а тот сказал: «Этот вопрос не ко мне, а к раби Моше».
Приехали супруги к нашему учителю. Тот попросил слово в слово повторить все, что сказал врач, затем задал несколько пояснительных вопросов и произнес: «Не переживайте. Вам не только предстоит родить здорового ребенка, который принесет свет в дом, и Ваше состояние не только не ухудшится из-за родов, но и наступит улучшение. Вы будете здоровой матерью!»
Как радостно слышать такое! Спустя несколько месяцев, слова рава Файнштейна исполнились целиком. Но история на этом не закончилась.
Прошло еще некоторое время, и накануне шаббата в доме этой семьи зазвонил телефон. Мать подняла трубку. «Шалом, говорит Моше Файнштейн. Как у Вас дела? Хорошо, очень хорошо. А как поживает ребенок? Слава Б-гу! Сегодня — его день рождения, да пошлет Всевышний здоровье и успех всей семье!» (раби Моше Файнштейн, Ве-ягед Моше).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону