«Всю заповедь, которую Я заповедую тебе сегодня, храните, чтобы исполнять» (8:1). Почему здесь говорится «всю заповедь» в единственном числе? Ведь речь идет обо всех 613 заповедях!
Автор книги «Сифтей Коэн» объяснил, что человек склонен впадать в отчаяние, говоря: «Кто же способен выполнить все заповеди? Ведь их так много! Вот почему Тора сказала: не думай вовсе об остальных заповедях, думай лишь о той единственной, что стоит перед тобой. Исполни ее, и для тебя сработает принцип "заповедь влечет за собой заповедь", и будет “награда за заповедь — заповедь”, и так протянется целая цепочка».
Поэтому прежде, чем исполнять заповедь, мы благословляем: «Который выделил нас Своими заповедями» — во множественном числе, то есть всеми заповедями вместе — «И заповедал нам» совершить какое-то конкретное действие. Здесь возникает обратный вопрос: зачем упоминать все заповеди, если мы собираемся исполнить лишь одну из них? Но ответ все тот же: нам говорят, что отдельная заповедь, которую мы собираемся сделать, в силах привлечь и привести к исполнению всех остальных заповедей.
Об этом наши мудрецы говорят (Кидушин 39 б): «Каждому, кто исполняет одну заповедь, делают добро, продлевают жизнь, и он наследует землю». Ведь все достигается силой одной заповеди.
Автор «Сифтей Коэн» добавляет, что в таком ключе нужно понимать Писание: «Из уст Высшего не выйдут злые вещи и добро» (Эйха 3:38). Здесь не сказано «добрые вещи» во множественном числе. Ведь первый добрый поступок — от самого человека, а он уже влечет за собой остальные добрые вещи, как сказано: «Человек освящает себя слегка — его освящают сильно. Он освящает снизу — его освящают сверху» (Йома 39 а).
В беседе с учениками рав Бен-Цион Аба Шауль сказал: «Есть формы и способы, указывающие на любовь к заповедям. Например, когда человек радуется тому, что удостоился их исполнить. Вспомните того мудреца, который нашел потерянную вещь и, сумев отыскать ее владельца и вернуть ее ему, от радости подарил друзьям конфеты» (Ор ЛеЦион — Мудрость и Этика 212).
Кем был тот мудрец, и кем были его друзья?
Рассказывает гаон раби Бен-Цион Муцапи: Я поднялся в ешиву и заметил столпотворение в коридоре. Приблизился и увидел, что наш учитель раздает конфеты ученикам. Я спросил, от чего такая радость, и он сказал в уже который раз: «Сегодня я удостоился исполнить повелительную заповедь из Торы, а это — наподобие заповедной трапезы. Я поднял на улице кошелек, а затем стал искать и нашел владельца этой вещи. Мне удалось выполнить заповедь возвращения пропажи. За это я благодарен Творцу!»
Написано (Песнь Песней 7:6): «Царь связан в бегах». Раши комментирует это так: «Святой, благословен Он, связан любовью к заповедям и тем, что вы бегаете перед Ним. Разве кто-то не хочет, чтобы Всевышний был связан с ним узами любви? Это в наших силах — нужно лишь бежать к исполнению заповеди».
Действительно, как это понять? В чем секрет важности бега и спешки? Мы выучили это от нашего учителя. Писание говорит: «По полю ленивого человека проходил я и у виноградника человека бессердечного. Весь он порос сорняками, покрыл его бурьян, каменная ограда его развалилась» (Мишлей 24:30). Мы видим, — сказал наш учитель (Ор ЛеЦион, Мудрость и Этика 155) — что лень указывает на бессердечие, притупление чувств, равнодушие и закрытость. Расторопность, с другой стороны, означает теплое чувство и живое сердце. А ведь Милосердный требует сердце (Санедрин 106 б).
Мать нашего учителя обходила дома, собирая деньги на нужды неимущих семей. А рядом жил один мудрец, который из-за скромности и деликатности жил в ужасной нищете и ни у кого не брал денег. Лишь у нее он согласился взять. Ведь она предлагала их с такой готовностью и с таким радостным лицом, что создала для него ощущение, будто это он делает ей одолжение, получая деньги. Кроме того, он знал, что его секрет не будет никому раскрыт через нее, и что она тщательно будет оберегать его честь. Меценаты полагались на нее, несмотря на то, что она не рассказывала, кому передала деньги. Им было достаточно ее слова, что это великая заслуга — поддержать некоего неизвестного мудреца.
Однажды на нее напала острая боль в коленях. Не имея сил сопротивляться, она слегла в постель, и ей делали уколы в колени. Она не могла готовить блюда к шаббату, как делала обычно, и передала эту задачу своим дочерям. На улице было холодно, и бушевала буря. В дверь постучали. Открыли и сообщили ей, что некая семья прислала деньги для того самого неизвестного мудреца, которого никто, кроме нее, не знал. И тогда произошло чудо!
Женщина преодолела свою боль, вскочила, словно львица, и вышла под дождь и ветер. Ведь мудрецу нужны были деньги для расходов на шаббат, но лишь она знала, где найти его.
У нее не было сил стоять на кухне возле плиты, печь и варить. И даже сидеть рядом и следить за готовкой она не могла. Но выйти под дождь и наступать в лужи, чтобы сделать добрый поступок, — на это силы у нее были! Разве не свяжет Всевышний Себя с нею любовью?
Брат нашего учителя свидетельствовал о нем: «Все видели, как он бежал, чтобы исполнить редкие заповеди. Можно было пойти обычным шагом, но он бежал, чтобы выполнить волю Творца, доставить Ему удовольствие».
Об этом прямым текстом говорит Писание, как отмечает автор «Ховот а-Левавот» (Хешбон Нефеш 3): «Делая одну из Его заповедей, пусть исполнит ее старательно и усердно, как сказал царь Давид: Путем заповедей Твоих побегу, ибо это расширит сердце мое» (Теилим 119:32).
В сущности все его шаги были направлены к заповедям, поэтому он постоянно бежал. «Я не припоминаю, чтобы он просто ходил, — свидетельствует ученик, — он всегда бежал. Поспешным шагом поднимался по ступеням, перешагивая через одну, затем бежал по коридору. Когда ему нужно было выйти на пару минут, он продолжал объяснять, пока не открывал дверь, а возвращаясь, возобновлял урок одновременно с открытием двери с того же места, где остановился».
Того же он требовал и от учеников (Ор ЛеЦион, Мудрость и Этика 158): «Если нужно принести книгу, сделай это быстро. Когда идешь, иди так, словно спешишь по делам, с живостью».
Нужно всегда смотреть на себя так, словно спешишь на самолет в другую страну. Насколько бы ты спешил, чтобы не опоздать!
Но как сравнивать? Ведь для полета можно найти и другой самолет, но вот пропущенное мгновение уже никогда не вернется (Ягилу Бе-Малкам).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону