«И сказал Моше… вот слово, заповеданное Б-гом» (35:4). В один прекрасный день лягушка встретила на своем пути многоножку. Они дружески поздоровались, а лягушка не могла сдержать свой вопрос.
«Скажи мне, — начала она, — я должна задать тебе вопрос, который все время не дает мне покоя. Как тебе удается ходить, если у тебя более ста ног? Как ты решаешь, какую ногу подвинуть сначала, а какую — потом? Мне даже с четырьмя лапами было трудно справиться…»
Спустя неделю лягушка вновь проходила по той же дороге. И вдруг она снова видит многоножку, которая стоит в неподвижности на том самом месте, где они встретились неделю назад. «Что ты здесь делаешь до сих пор?» — удивилась лягушка.
Посмотрела на нее многоножка растерянным и сердитым взглядом и ответила: «С того самого дня, как ты спросила меня, как я управляюсь с множеством моих ног, я пытаюсь думать о том, как мне удается ходить, и впадаю в смятение…»
У злого начала есть один прекрасный способ отдалить человека от заповедей и привести его к грехам и унынию. Оно нагромождает перед ним в один момент сразу много проблем и хлопот, превращая их в большой клубок, который, как кажется человеку, невозможно распутать. Все его мысли смешиваются и спутываются, и он видит перед собой огромные горы запретов и обязанностей. Не зная, с чего начать, он впадает в отчаяние и прекращает всякие попытки справиться.
Как же можно совладать с этим злым началом?
В книге «Торат Афраша» приводится совет, вытекающий из слов Моше Рабейну в рассматриваемой нами фразе. Моше стоит перед народом Израиля и говорит ему: «Вот слово, заповеданное Б-гом». Он не говорит «вот слова» — лишь одно слово. Он сосредоточен на той единственной заповеди, которая в настоящий момент стоит перед ним. Не берите все свои проблемы как единую ткань. Вместо этого, каждой задаче уделите полное внимание, как только наступит ее время. Тогда вы убедитесь, что она не такая уж страшная, и что каждая отдельная проблема проста и доступна для решения.
Ситуация похожа на государство, которое воюет с разными странами сразу на нескольких фронтах. Очевидно, расправиться со всеми врагами одновременно не получится. Армия выбирает наиболее опасные точки, в которых начинает вести боевые действия. Также и в служении Б-гу и работе над личными качествами у каждого еврея есть множество областей, требующих исправления. Если мы заинтересованы в том, чтобы процесс их исправления шел эффективно и приводил к устойчивым результатам, нельзя хвататься за все области одновременно. Единственный способ преуспеть — разделить работу и каждый раз заниматься каким-то одним делом.
Раби Авли Пусовлер был одним из гаонов своего поколения. Помимо святости и праведности, у него была еще одна особенность: время от времени он имел обыкновение объезжать поселения вокруг места, где жил, чтобы укрепить и приободрить евреев в служении Б-гу.
В одном из поселений, куда приезжал рав, находилась маленькая гостиница под управлением еврея. Каждый раз, когда рав приезжал в это место, хозяин гостиницы принимал его у себя с большим почетом и готов был услужить ему от всего сердца. Однажды владелец гостиницы поселил в одной комнате с равом богатого еврея, который приехал в эти места по делам своего предприятия.
Спустя два дня, предприниматель решил собрать вещи и продолжить путь. Но увы! Готовясь к отъезду, он внезапно обнаружил, что его толстый кошелек с деньгами пропал, не оставив следов. Он не имел подозрений против рава, однако поднял тревогу по поводу своей пропажи.
Раби Авли спокойно обратился к богачу и спросил: «Быть может, Вы могли бы указать его признаки. Сколько денег было в кошельке?» Тот подробно перечислил содержание кошелька, а раби Авли отправился в соседнюю комнату. Спустя несколько минут, он вернулся, неся в руках полную сумму. «Незадолго до этого я нашел большую сумму денег, — улыбнулся он богачу, — теперь я понимаю, что это Ваши деньги».
Взволнованный собеседник поблагодарил его от всего сердца и принялся упаковывать вещи. И пока он складывал постельное белье, из его уст вновь раздался возглас — его толстый кошелек находился под подушкой, словно никуда и не пропадал.
Он понял, что деньги, полученные от рава, не были деньгами из его кошелька. Это был просто подарок.
Богач смутился и обратился к раби Авли с вопросом: «Раби, разве так можно? Почему Вы решили дать мне столь большую сумму из своего кармана, если на самом деле денег не находили?»
«Успокойтесь, — улыбнулся раби, — это не было подарком, лишь ссудой. Я знал, что пока Вы в смятении, своих денег Вы не найдете. Я дал Вам эти деньги, чтобы Вы успокоились. И вот уже спустя несколько минут, кошелек отыскался» (Оцротейну).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону