«Когда проказа будет на человеке» (13:9). Нааман, военачальник Арама, был поражен проказой. Его служанка родом из страны Израиля рассказала ему, что в Шомроне есть пророк, который в силах его вылечить. Послал царь Арама к царю Израиля вестника и сообщил, что шлет к нему своего военачальника для исцеления. Тогда царь израильский порвал на себе одежду и воскликнул: «Всесильный я что ли, чтобы умертвлять и оживлять, чтобы этот слал ко мне снять с человека проказу его?!»
Послал к нему пророк Элиша сообщение: «Зачем ты порвал одежды свои? Пусть придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». И Нааман действительно исцелился, после чего сказал пророку: «Вот узнал я, что нет Всесильного ни в одной стране, кроме Израиля!» (Млахим 2, 5).
Святой гаон раби Мордехай Сасон из Багдада тоже освящал Имя Всевышнего на глазах у народов. Однажды заболел один из сыновей великих князей в Багдаде, и никто не мог найти для него лекарства. Когда его родители увидели, что надежды больше нет, и что врачи отчаялись, они поспешили к дому рава со слезами и горьким плачем и стали умолять, чтобы он спас их драгоценного сына, стоящего на пороге смерти.
Раби Мордехай Сасон решил освятить Имя Небес в мире и показать перед всем народом, что есть Всесильный в Израиле, который «исполняет желания трепещущих перед Ним и вопль их слышит, спасая их». Но все это — при условии, что примут на себя обещание никогда не вредить евреям. Естественно, родители это условие приняли, и раби Мордехай Сасон начал молиться. В тот момент сыну полегчало, и через короткое время он вернулся к здоровому состоянию.
В знак признательности князь подарил раву дорогую рубашку с вшитым хрусталем в персидском стиле. Рав одел ее, чтобы благодаря этому помнили освящение Имени Небес.
Его начали называть «мудрец Сасон Аджамай» (то есть персидский — из-за персидской рубашки).
После исцеления проказы Наамана пророком Элишей не сообщается ни о каком продолжении. Каким образом его проказа прилипла к Гехази, ученику Элиши, который «проявил дерзость перед своим учителем и впал в нечистую болезнь» (Рамбам, Авот 2:10)? Мы сталкиваемся с этим в Афтаре к нашей недельной главе: «Четверо людей прокаженных» (Млахим 2, 6). Как говорит Гмара (Санедрин 106 б), это — Гехази и трое его сыновей. Он был выдающимся знатоком Торы, но пренебрег почтением к своему учителю, назвав его по имени, и был изгнан из обоих миров (Санедрин 90 а).
Отсюда мы учим, насколько это тяжкий грех — пренебрегать уважением к учителям и раввинам.
Сказал рав Йеуда: «Иерусалим был разрушен лишь за то, что презирали в нем мудрецов, как сказано: “И обижали посланников Всесильного, презирали слова Его, издевались над пророками Его, пока не поднялся гнев Б-жий на народ Его, и не было исцеления” (Майян а-Шавуа)».
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону