«И увидишь среди пленных женщину, красивую станом» (21:11). Наша глава начинается с закона о «женщине, красивой станом», а мы посвятим свою речь «доблестной жене», понимая, что «ложна прелесть и тщетна красота», и что «жена, трепещущая перед Б-гом, прославится» также и прелестью, и красотой. Мы также знаем, что не внешняя сторона в человеке главная, а его внутреннее содержание — личность и характер.
В чем секрет доблестной жены? В этой песне перечислено много подробностей, некоторые из которых не так уж актуальны в наше время: «Руки свои протягивает к веретену», чтобы прясть нити, «простыню сделала и продала» и т. д. Но в чем состоит главное, в чем основа? Кто такая эта доблестная жена?
Похоже, ответ на это дает Мидраш (Ялкут Шимони, конец книги Мишлей), но, как всегда, намеком. Мидраш отмечает, что эта песня «Доблестная жена» выстроена по порядку букв алфавита: «Как Святой, благословен Он, дал Тору Израилю в двадцати двух буквах, так и праведных женщин Он прославляет двадцатью двумя буквами».
Смысл в том, что еврейские девушки воспитываются, чтобы стать такими «доблестными женами», работа которых будет равноценна всей Торе! Какая ответственность — управлять всей домашней работой, быть хозяйкой и еврейской мамой, служить воспитательным примером, с милосердным и добрым сердцем: «Ладонь открывает бедному и руки протягивает нищему». Она экономно обеспечивает свой дом, воспитывает детей по Торе и в традициях отцов, являет собой образец хорошего поведения: «Уста свои открывает в мудрости, учение милосердия на языке ее. Следит за путями своего дома и хлеб лености не вкушает».
Здесь есть еще одно указание. Чтобы понять его, напомним слова Гмары (Брахот 4 б): песня «Мизмор ле-Давид» произносится три раза в день из-за содержащейся в ней фразы «Открываешь руку Свою и насыщаешь всякое живое желание», отмечающей огромное милосердие Творца к нам, а также из-за того, что эта песня построена по порядку букв алфавита. Гаон Мабит («Бейт Элоким», врата молитвы 15) объясняет, что следование порядку букв говорит о том, что эти восхваления составлены не случайным образом. Алфавит показывает порядок и систему. Из этой песни мы учим, что Творец не просто посылает милосердные подарки творению, а что милосердие является его основой и принципом. Об этом же сказано (Теилим 89:3): «Мир милосердием построится», а также (Теилим 119:64): «Милосердием Твоим, Б-же, полна земля».
То же самое следует понять и в отношении «доблестной жены», песнь о которой написана по порядку букв алфавита. Это также означает, что ее добрые поступки, принятие бремени домашних забот и милосердие не являются случайными — это выстроенная и последовательная система.
В Гмаре спрашивают о песне «Мизмор ле-Давид», почему в ней нет фразы, начинающейся с буквы Нун, и отвечают: потому что она указывает на падение (нефила), как написано: «Пала, не встанет больше дева Израиля». Мы можем задаться тем же вопросом — ведь в песне «Доблестная жена» присутствуют все буквы, включая и Нун. Удивительно, разве в жизни хозяйки, доблестной жены нет падений, спусков, кризисов? 365 дней в году она стоит на своем посту, заботится обо всех, «следит за путями своего дома».
Но в песне мы встречаем и такую фразу: «Известен во вратах муж ее, сидящий среди старейшин земли». Странно, вся песня восхваляет жену, но здесь мы почему-то видим ее мужа! Ответ в том и состоит, что муж появляется именно с буквой Нун (с нее начинается строка: «известен» — нода). Муж дает супруге силу, бодрость и поддержку. Когда она нуждается в помощи, он спешит с того места, где «сидит со старейшинами земли», чтобы предоставить ее.
Творец поступает с нами по принципу «мера за меру»: каждого, кто проявляет милосердие к людям, милуют с Небес, и каждому, кто прощает и уступает другим, прощают грехи свыше. Пусть же каждый отец семейства спросит себя, помогает ли он жене, поддерживает ли ее, чтобы она не упала? (Майян а-Шавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону